Все началось с деда и парусников в Доме пионеров

statics/images/arcticles/032019/27032019xc771022f.jpg
1972 год. 12-летний Саша Кубарев в Доме пионеров с парусником, в изготовлении которого он принимал участие.
statics/images/arcticles/032019/27032019x696162d7.jpg
Александр Кубарев (слева) с автором письма в редакцию.
Фото предоставлено Александром Контом
Недавно, проезжая на автобусе по улице Северной в Вологде, я услышал, как словоохотливый студент пытался выяснить у попутчиков, почему район города, который мы проезжаем, называется «Водники». Подумалось: как же быстро, за каких-то пару десятилетий, все настоящее превращается в историю. Поэтому так важны краеведческие исследования людей, оставляющих память о прошлом. Один из них - Александр Анатольевич Кубарев. 
Жизнь складывалась так, что любознательному пареньку пришлось вникнуть в историю вологодского пароходства. В детском возрасте Александр оказался на сухонском пароходе «Серов», где в то время работал штурманом его отец. В довоенные годы на этом же пароходе был механиком его дед, погибший во время Великой Отечественной. Ну как было не попытаться узнать о судьбе деда и парохода?
В летние каникулы Саша подолгу гостил у отца - уже капитана парохода «Могучий». Между делом освоил специальность рулевого. 
В Доме пионеров на профессиональном уровне изготовил несколько моделей кораблей, в том числе двухметровую барку «Товарищ». Заодно узнал многое о судостроении и о парусниках прошлого.
В 10-летнем возрасте увлекся фотографированием и коллекционированием снимков пароходов и всего, что с ними связано. При этом старался узнать все не только о самих пароходах, но и об их строителях, владельцах и капитанах. 
После службы в Советской Армии Александр работал штурманом теплохода «Вологда», сменным капитаном «БТМ-102» с принудительно-изгибаемым толкаемым составом, внедренным на Сухоне в восьмидесятых. Таких составов для извилистых рек в стране было не более десятка. Позднее водил по Сухоне скоростную «Зарю-290». 
С появлением Интернета круг собеседников по интересам расширился неимоверно. Возникла и поддерживается связь с такими же увлеченными людьми и потомками речников из Вологды, Тотьмы, Великого Устюга, Архангельска, Хабаровска, Перми, Санкт-Петербурга, а также Белоруссии, Испании и Португалии. Собраны и систематизированы терабайты информации по речному судоходству. Оцифрованы документы, фото и сформированы папки по рубрикам: «Речфлот Севера и Сухоны», «Ретрофлот», «Архивы речников», «Люди и экипажи» и т. д. Всего - подумать только! - около 200 тысяч файлов: от старого фото до редкого издания о речном флоте.
Все это не лежит под спудом. Александр Анатольевич охотно откликается на запросы и старается помочь в прояснении прошлого речных предприятий, кораблей, людей. Сейчас выясняет судьбы сухонских капитанов военной поры 
В. А. Цикина и А. М. Сахарова. Уже третий год является постоянным консультантом и помощником Ольги Емельяновой, на голом энтузиазме создавшей в Тотьме общественную организацию по изучению истории «60-я параллель» и народный музей «Сухона». За это время там проведено четыре конференции речников, по трем из них изданы сборники выступлений. Подготовлена к изданию книга-альбом «Сухона. Годы и люди» с более чем двумя сотнями фотографий и иллюстраций. 
Увлеченность исследовательской работой Александра Анатольевича Кубарева поражает. По сути, собраны обширнейшие материалы по истории судоходства на Сухоне, что составляет основу для виртуального музея. И все это ради того, чтобы впредь легче было ответить на недоуменные вопросы подобно тому, с чего начата эта статья.
Александр КОНТ, Вологда
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: