Воспоминания ветеранов-блокадников издадут отдельной книгой

statics/images/arcticles/062018/06062018xaddcc773.jpg
Каждую зиму, в очередную годовшину снятия блокады, череповецкие ленинградцы приходят к братским могилам на городском мемориальном кладбище.
Фото с сайта cherinfo.ru
Книга воспоминаний череповецких жителей блокадного Ленинграда будет издана в городе металлургов при непосредственном участии местной ветеранской организации. В этом городскому совету ветеранов войны и труда поможет грант правительства Вологодской области. 

Обрели свой второй дом

В годы войны прифронтовой Череповец стал одним из центров по приему эвакуированных ленинградцев. Сначала их вывозили на прямых поездах, потом, когда кольцо блокады замкнулось, организовали «воздушный мост» с местным аэродромом. Но основная масса эвакуированных попадала на Вологодчину окольным путем - сначала женщин, детей и стариков везли на машинах по легендарной Дороге жизни через Ладожское озеро, а затем пересаживали в эшелоны.
Многие люди к тому времени были страшно истощены - в самую суровую блокадную зиму 1941-1942 годов дневная норма хлеба для детей и иждивенцев сокращалась до 125 граммов. На череповецком вокзале были развернуты эвакопункт и круглосуточные пункты питания. Здесь же постоянно дежурили медики и добровольцы, встречавшие каждый эшелон. Сами череповчане жили тогда голодно, но многие горожане приносили на вокзал то, чем могли поделиться: и еду, и вещи.
Всего за годы войны Череповец принял примерно 1,5 миллиона эвакуированных ленинградцев - кто-то из них был размещен на Вологодчине, кто-то отправлялся еще дальше на восток. После снятия блокады выжившие жители Ленинграда потянулись обратно. Правда, в разрушенные дома и квартиры Северной столицы возвращались не все. Часть из них так и остались жить и работать в Череповце. Общая численность череповецких ленинградцев в послевоенный период доходила до полутора тысяч человек. 
Еще в 90-х годах при городском совете ветеранов войны и труда была создана секция жителей блокадного Ленинграда. Последние 16 лет ее возглавляет Галина Сидоренко - человек поистине удивительной судьбы. Когда началась война, ей было всего два года. Вскоре от голода и истощения умерла мать, чуть позже на фронте погиб отец. Всю блокаду девочка прожила в Ленинграде, оставшись на попечении бабушки. Затем вместе с ней же перебралась на Украину, окончила там строительный техникум, а в 1961-м по комсомольской путевке приехала в Череповец, где уже вовсю поднимались корпуса металлургического производства.

В тему

- Мне было девять лет, когда началась блокада. 
С каждым днем все меньше учеников приходило в школу, потом занятия прекратились вовсе. Пропало электричество и вода - экономя силы, ходили на Фонтанку к проруби. Самым тяжелым было время с декабря 1941 года по март 1942-го. Люди варили и ели клей, а обглоданные кости были роскошью, их переваривали несколько раз. Ленинградцы вымирали целыми семьями, часто трупы лежали на улице. Только те, у кого были силы, на санках отвозили умерших на кладбище. Я слышал, как в нашей коммунальной квартире обсуждали случаи людоедства, за это расстреливали, но это было. Весной ленинградцы стали выращивать овощи и зелень, чтобы хоть как-то прокормиться, - под огороды были заняты все свободные участки земли. Но город так и не сдался, наперекор всему мы все-таки смогли выжить. 

Из воспоминаний череповецкого 
блокадника Юрия Журина

В конце 60-х Галину Викторовну вместе с супругом послали в трехлетнюю заграничную командировку в Иран, где шло строительство своего металлургического завода. Вернувшись обратно, Галина Сидоренко трудилась в медсанчасти Череповецкого меткомбината и в городском комитете социальной защиты населения. А выйдя на заслуженный отдых, активно включилась в ветеранскую общественную деятельность. 

Такое забыть невозможно

При участии секции жителей блокадного Ленинграда неоднократно проводились мероприятия по благоустройству братских могил на воинском мемориале, на перроне и в здании череповецкого железнодорожного вокзала установлены мемориальные доски в память о работавшем здесь эвакопункте. Не обошлось без участия ветеранов-ленинградцев и состоявшееся несколько лет назад открытие в привокзальном сквере памятника военной медсестре.
- Еще полтора года назад в Череповце проживало свыше 120 бывших блокадников, теперь их осталось только 80, - говорит Галина Викторовна. - В книге «Дневники памяти жителей блокадного Ленинграда» мы постараемся собрать воспоминания людей, для которых Череповец давно стал настоящим родным домом, но которые не могут, да и просто не имеют права забывать о перенесенных испытаниях. Подрастающее поколение должно знать, какой ценой наша страна добывала Великую Победу. Помимо самой книги планируется также снять фильм о череповецких блокадниках Ленинграда - и в мэрии города и в правительстве области эту идею уже одобрили.
По словам главного специалиста отдела по реализации социальных программ мэрии Череповца Алены Недогоновой, собирать и систематизировать воспоминания блокадников будут сами представители ветеранской организации, а также волонтеры и профессиональные журналисты. Презентация книги «Дневники памяти жителей блокадного Ленинграда» запланирована на январь 2019 года и будет приурочена к грядущему 75-летию полного снятия блокады с города на Неве. 
Максим ВОЛОДИН
Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: