Вологжанку не пустили в фитнес-центр за отказ предъявить паспорт

statics/images/arcticles/052021/26052021xcad6702f.jpg
Сотрудники спортивного центра не вправе требовать от клиента его паспортные данные.
Фото с сайта w-dog.com

Зоя Олеговна решила записаться на занятия в фитнес-центр. При оформлении договора ее попросили предъявить паспорт, чтобы снять с него копию. Девушка категорически отказалась это сделать, в итоге к занятиям ее не допустили. «Права ли я? - спрашивает она. - А вдруг мои персональные данные попадут к мошенникам?» 

А в бассейне можно?

Опасения Зои не напрасны: известно немало случаев, когда мошенники при помощи чужих паспортных данных умудряются проворачивать незаконные сделки с целью оформления кредитов, SIM-карт и даже присвоения недвижимости. 

Так кто же имеет право потребовать у гражданина паспортные данные в гражданско-правовых отношениях? Именно в гражданско-правовых! Административные органы и полиция имеют на этот счет особые привилегии. 

В спортивном центре потребовать их однозначно не вправе, но только в том случае, если в комплекс его услуг не входит бассейн. Да, в бассейне, чтобы принять справку о здоровье, могут попросить удостоверить ее предъявлением паспорта: а вдруг она не ваша? Но обратимся к Закону «О персональных данных», где говорится, что хранить эти данные следует не больше, чем требуют задачи их получения. То есть сотрудник бассейна, посмотрев паспорт и убедившись, что справка ваша, не имеет права ни записывать, ни копировать его данные. Но в законе есть лазейка. Если в договоре на оказание услуг содержится пункт о том, что вы добровольно согласны на обработку ваших персональных данных, то хранить их можно. Поэтому внимательно читайте то, что подписываете!

Откуда деньги на кольцо?

Жителя Череповца, пожелавшего остаться неизвестным, волнует похожая проблема. В ювелирном магазине на день рождения любимой женщине он решил купить кольцо с бриллиантами за 103 тысячи рублей. Однако продавец потребовала паспорт для идентификации его личности. 

- Я очень не хотел бы, чтобы о покупке кто-то узнал, - говорит мужчина. - Поэтому паспорт не представил, и магазин отказал мне в покупке. Не нарушает ли это мои права потребителя?

К сожалению, придется его разочаровать: вопрос о предъявлении паспорта при продаже ювелирного изделия регулируется не Законом «О защите прав потребителей», а ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента. Закон обязывает покупателя показать паспорт, если цена покупки окажется свыше 40 тысяч рублей при оплате наличными, если же она производится картой, то сумма гораздо больше - 100 тысяч. Но если вдруг продавец усомнился в благонадежности потребителя или в происхождении его дохода, то он вправе потребовать паспорт и при покупке ювелирного изделия любой стоимости. Если же покупатель откажется предъявить документ, то ювелирный магазин может отказать ему в приобретении украшений, и объяснять причину персонал не обязан. Помимо этого, необходимо заполнить анкету, в которой будут указаны среди прочего источники дохода гражданина, его положение (наемный работник, руководитель среднего или высшего звена и так далее) и цель приобретения ювелирного украшения. 

Таков закон

Жительница Устюженского района Елена сделала покупку скромнее - трикотажные брюки для своей дочери за две тысячи рублей. Но они оказались с дефектом, и мама отнесла их обратно в магазин. При оформлении заявления на возврат денег продавец потребовала указать в соответствующей графе паспортные данные покупательницы, что она отказалась сделать из соображений безопасности. 

И в этом случае закон тоже на стороне продавца. Налоговый кодекс предписывает хранить данные обо всех выплатах организациями денег физическим лицам. Требование предъявить документ, удостоверяющий личность покупателя, указать его персональные данные в заявлении на возврат денег обязывают продавца и Указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», согласно которым должна быть проведена идентификация покупателя с представлением соответствующего документа. Но при этом в соответствии с Законом «О персональных данных» это разрешается только с согласия гражданина, и продавец должна была предложить покупательнице дать официальное согласие на обработку персональных данных, где магазин обязался бы использовать их только в целях возврата денежных средств. Такое согласие может быть дано в виде отдельного документа или изложено в тексте заявления.

Почтовая конфиденциальность

Потребители почтовых услуг также заметили изменения в правилах обслуживания: почтовые извещения стали вдруг приходить с чистой оборотной стороной, без привычных граф для заполнения соответствующей информацией. 

- В 2018 году Почта России запустила сервис, который позволяет получать посылки и заказные письма (не требующие оплаты) без предъявления паспорта и даже самого бумажного извещения, - разъясняют представители УФПС Вологодской области. - Для того чтобы получить отправление с помощью простой электронной подписи, необходимо назвать свою фамилию или номер отправления, а также номер телефона, указанный при регистрации. На этот номер придет SMS с кодом, который также нужно сообщить оператору, чтобы получить отправление. Подключить цифровую услуг просто: можно обратиться с такой просьбой в ближайшее почтовое отделение либо сделать это самостоятельно с помощью мобильного приложения или портала «Госуслуги». Регистрация занимает пять минут, при этом позволяет в пять раз сократить время выдачи почтового отправления и отказаться от необходимости заполнения бумажного извещения и предъявления удостоверения личности. 

В Вологодской области с помощью простой электронной подписи клиенты Почты России получают каждое второе почтовое отправление. Процесс их выдачи занимает не более 30 секунд. При себе достаточно иметь мобильный телефон. 

С начала года без паспорта и заполнения бумажного извещения жители региона получили более 577 тысяч отправлений, что на 15% превышает аналогичный показатель прошлого года. 

В среднем за неделю с помощью электронной подписи вологжане получают свыше 48 000 посылок и заказных писем, констатируют в пресс-службе управления.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: