Вологодский след кровавой Салтычихи

statics/images/arcticles/072017/12072017x2183b90c.jpg
Воплощать образ жестокой помещицы на экране будет модель и актриса Юлия Снигирь.
statics/images/arcticles/072017/12072017x05dd9c8c.jpg
Такой осталась в памяти современников тогда еще дворянка Дарья Салтыкова.
statics/images/arcticles/072017/12072017x53a4469c.jpg
Юлия Снигирь в образе Екатерины II.
В Костромской области начались натурные съемки художественного фильма «Кровавая барыня», посвященного жизни и преступным деяниям помещицы Дарьи Салтыковой. Вошедшая в отечественную историю под прозвищем Салтычиха, она оставила свой след и на вологодской земле.

Лютая барыня

Замучившую десятки крепостных крестьян Салтычиху, чье имя со временем стало нарицательным, многие представляют эдакой сумасшедшей старухой. Но это не так - свои злодеяния Дарья Салтыкова творила в достаточно молодом возрасте. Овдовев в 26 лет, она пристрастилась бить свою прислугу поленьями. Но едва ли не с каждым месяцем пытки и издевательства становились все жестче и изощреннее. Крепостных обваривали кипятком, а затем раздетыми часами держали на морозе, рвали щипцами ноздри, до смерти забивали батогами. Усердствовала в этом как сама помещица, так и ее приближенные - за ослушание можно было запросто поменяться местами с жертвой.
Главным «пыточным местом» стала усадьба Салтыковой на окраине Москвы. Но большинство жертв, как считается, были привезены в столицу из вологодских и костромских имений помещицы - так было легче замести следы: крепостные на Руси в XVIII веке хоть и являлись во многом бесправными, но их убийство юридически считалось тяжким преступлением.
Приезжала ли на Вологодчину сама Салтычиха - неизвестно. За отдаленными имениями обычно присматривали управляющие. Известно лишь, что представители знатного рода Салтыковых (с которыми помещица породнилась через своего супруга) в разные годы владели в Вологодском уезде селом Заднее. Принадлежали им и несколько деревень на окраине старой Вологды, эти земли со временем вошли в городскую черту. 
Знатность рода, а среди Салтыковых в ту пору были и фельдмаршал, и градоначальник Москвы, долгое время служила для Салтычихи своеобразной охранной грамотой. Не менее 27 раз ее крепостные пытались передать челобитные на имя властвующих монархов о творимом помещицей беззаконии. Но жалобы возвращались… самой Салтычихе, а жалобщиков ждала неизменная и лютая расправа.
Лишь при восшествии на престол Екатерины II делу, наконец, дали ход. По мнению известного вологодского краеведа Евгения Старикова, подобным образом молодая императрица пыталась привлечь симпатии народа и демонстрировала московскому дворянству свою власть. 

Убить Тютчева

Расследовать преступления Салтычихи доверили надворному советнику Степану Волкову, не имевшему никаких родственных связей среди столичной знати. Но противодействие все равно было очень мощным, а взятая под стражу Салтычиха своей вины упорно не признавала.
Сохранились сведения, что Волков планировал «командировку» в село Заднее, но в итоге решил ограничиться обыском и тотальным допросом всех дворовых людей в московском имении помещицы. Следствие продолжалось три года. Доказывать вину Дарьи Салтыковой пришлось как по свидетельским показаниям, так и по косвенным признакам - слишком высокой смертности ее крестьян в течение пяти лет. Отсюда и разночтение в числе жизней, которые загубила Салтычиха и ее подручные. По сведениям Степана Волкова, жертвами изощренных убийств стали 138 человек, в докладе Сенату фигурировала другая цифра - «около 100 душ», а в обвинительном заключении значилось, что помещица «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно кончины еще 26. Помимо крепостных в список пострадавших попал и дворянин Николай Тютчев, будущий дед поэта Федора Тютчева. Первоначально он состоял с Салтычихой в любовной связи, но когда женился на другой, так разгневал помещицу, что она приказала убить экс-кавалера. К счастью, довести задуманное до конца не удалось - а то не читать бы нам лирических и патриотических стихотворений Тютчева-младшего.
Приговор в отношении Салтычихи огласили осенью 1768 года. Она избежала смертной казни, но была лишена дворянского звания и подвергнута «публичному поносительству» - ее в течение часа держали прикованной к столбу с надписью «мучительница и душегубица» над головой. А вот все имущество Салтыковой, на которое первоначально был наложен арест, по указу все той же Екатерины II вернули сыновьям осужденной.
Для самой Салтычихи местом последующего обитания стала тесная и зарешеченная келья в одном из женских монастырей. Но через 11 лет жесткого «покаяния» режим был ослаблен, и бывшая помещица смогла прожить в неволе без малого 40 лет. 
Остается добавить, что выход фильма «Кровавая барыня» на большой экран предварительно запланирован на весну следующего года. Роль Салтычихи в картине досталась известной российской актрисе Юлии Снигирь, запомнившейся зрителям по лентам «Обитаемый остров», «Распутин» и «Контригра». По иронии судьбы два года назад именно Снигирь сыграла в фильме «Великая» Екатерину II. И вот теперь по воле режиссера ей придется перевоплотиться в «жертву» недавней киногероини. 
Максим ВОЛОДИН
 
Кино Любопытно История

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: