Регион дорожных инноваций

statics/images/arcticles/122017/20122017x15f10784.jpg
По федеральным дорогам движется транспорт через Вологодскую область во все уголки России.
Фото предоставлено Упрдор «Холмогоры»
statics/images/arcticles/122017/20122017xed9b320e.jpg
Начальник Упрдор «Холмогоры» Константин Чупров и министр транспорта РФ Максим Соколов (справа) на участке реконструкции федеральной дороги А-114.
В это трудно поверить, но когда-то в Вологодской области не было ни одного километра «твердых» дорог. Сейчас по территории региона проходит несколько оживленных федеральных трасс, а количество километров качественных автодорог постоянно растет.

Интенсивные, магистральные

В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века автомобильные дороги подразделялись на республиканские и местные. 
Для ремонта и содержания трасс, соединяющих Ярославскую, Вологодскую и Ленинградскую области, приказом Министерства автомобильных дорог РСФСР в 1977 году было создано Управление «Севзапавтодор». Сейчас это Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства», кратко - Упрдор «Холмогоры». 
Местом дислокации нового ведомства стала Вологда из-за ее расположения на пересечении всех дорог. 
За 40 лет число подведомственных автодорог Управления дороги «Холмогоры» заметно прибыло (сегодня семь дорог вместо двух, это 2363 километра вместо 670). Сейчас по территории Вологодчины проходят три федеральные трассы: А-119 «Вологда - Медвежьегорск», А-114 «Вологда - Новая Ладога» и М-8 «Москва - Архангельск» «Холмогоры», в целом это порядка тысячи километров автомобильных дорог. По ним через Вологодскую область движутся потоки транспорта во всех направлениях «розы ветров». 
Некоторые водители, местом работы которых является дорога, отмечают, что федеральные трассы на Вологодчине выгодно отличаются от других регионов. На участках дорог с высокой интенсивностью движения за последние годы построены транспортные развязки, распределяющие потоки во избежание пробок и аварий; несколько участков дорог модернизированы под первую техническую категорию; сделаны спрямления, исключившие крутые повороты и возможные ДТП; построены современные пешеходные переходы, линии наружного освещения, новые автобусные павильоны…
О масштабах происходящих изменений красноречиво говорят инвестиции из федерального бюджета. В 2015 году на содержание и улучшение инфраструктуры федеральных дорог, проходящих по территории Вологодской области, выделено более девяти миллиардов рублей. В 2016-2017 годах - около восьми миллиардов. Регион заинтересован в дальнейшем развитии дорожного хозяйства.
Федеральные трассы XXI века - сложнейший транспортно-логистический комплекс, в котором трудятся люди разных профессий. С 2009 года в Упрдор «Холмогоры» и в подрядных дорожно-эксплуатационных предприятиях функционируют центры управления производством (ЦУПы), оснащенные программным обеспечением и современными средствами связи. Ежедневно круглые сутки ЦУПы отслеживают ситуацию на федеральных дорогах с помощью 67 постов 
метеосистемы, передающих информацию по каналам GPRS. Данные о температуре и влажности воздуха, скорости и направлении ветра, наличии и интенсивности осадков, состоянии дорожного покрытия поступают в диспетчерские службы. Их анализ позволяет оперативно принимать решение об обработке проблемных участков дорог, предупреж­дать водителей в случае сложных погодных условий. 

Вологодские ноу-хау

Наша область не раз становилась экспериментальной площадкой для внедрения передовых технологий. Первое на отечественных автодорогах ноу-хау воплотили специалисты Упрдор «Холмогоры» на федеральной трассе А-114 в Вологодском районе. Именно здесь в 2014 году появилось первое электрическое ограждение, препятствующее выходу на дорогу диких животных. За три года подтвердилась эффективность «электропастуха». Аварии из-за выхода лосей на шоссе прекратились. Сегодня такое заграждение построено и на трассе А-119, скоро будет завершено строительство еще одного. Опыт Упрдор «Холмогоры» используется и на других российских магистралях, где существуют пути миграции диких животных через автомобильные дороги. 
Первый на Вологодчине подземный пешеходный переход был построен на оживленном участке федеральной трассы А-114, это обезопасило жителей деревни Новое Вологодского района и других близлежаших деревень при пересечении четырехполосной трассы. Также в нашем регионе появились первые шумозащитные экраны, эффективность которых тут же оценили жители частных домов, прилегающих к дороге; первые современные очистные сооружения, максимально исключающие вредные сбросы с дорог в вологодские водоемы; первые посты весового контроля, без которых было бы невозможно сохранять автодороги от сверхнагрузок… Об этом 40 лет назад работники Упрдора не могли даже мечтать. 
А в наши дни техника, работающая на федеральных автодорогах, сверхпроизводительные механизмы и оборудование, новейшие технологии и строительные материалы уже мало кого удивляют.
- Мы работаем не для того, чтобы удивлять. Хотим, чтобы дороги были современными, удобными и безопасными, - говорит начальник Упрдор «Холмогоры» Константин Чупров. - Наша задача - воплощать в жизнь проекты Федерального дорожного агентства (Росавтодор), направленные на развитие в регионах федеральных автомобильных дорог общего пользования. И без применения передовых технологий сегодня это выполнить невозможно. 

Проект особой важности

Обеспечение безаварийного и комфортного проезда - первостепенная задача для дорожников. Но, как выяснилось, задачи у них часто неразрывны с личной мечтой. 
Много лет ждали дорожники сверхважный для Вологды объект. И вот состоялось! 2017 год ознаменовался началом строительства и реконструкции участка дороги М-8, в просторечии - обхода Вологды. По документам это участок км 448+000 - км 468+400 автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Здесь предстоит выполнить большой объем рутинной, тяжелой работы. Ее тут хватит всем - и дорожникам, и мостовикам, и энергетикам, и другим смежным строительным и транспортным организациям.
Проект недостающего звена выполнил входящий в число лидирующих проектно-изыскательских институтов Северо-Запада вологодский «Севзапдорпроект». Генеральной подрядной дорожно-строительной организацией по итогам конкурса стало АО «ВАД». На торжественной закладке камня по случаю начала строительства была высказана уверенность, что «вадовцы», как и на других «федералках» в Вологодской области, выполнят работы с опережением графика. 
Итак, начало положено. Строится дорога, по завершении которой весь транзитный транспорт со стороны Санкт-Петербурга, Карелии, Архангельска и Москвы пойдет в обход Вологды.
А Упрдор «Холмогоры» уже строит новые планы, утверждает новые проекты… 
Такая вот земная, бесконечная, словно цифра восемь, судьба у дорожного управления с названием архангельского села Холмогоры, с вологодским адресом, с дорогами, объединяющими Север и Северо-Запад с центром России.
Максим ВОЛОДИН
Инфраструктура Дороги

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: