Пойман, но не вор

statics/images/arcticles/082017/30082017x9125385c.jpg
Даже если охранник видел своими глазами, как покупатель ворует товар, он не имеет право ни на обыск, ни на насильственное задержание.
Фото odessamedia.net
Вологжанина необоснованно задержали в супермаркете по подозрению в краже на глазах других покупателей. Почему же принесенные извинения со стороны руководства торговой точки не компенсировали ему психологическую травму?

«Мне решительно знаком ваш портрет!»

Вологжанин Евгений Стариков зашел в супермаркет «Магнит» на ул. Герцена и, взяв с витрины баночку напитка, поспешил к кассе. Однако после оплаты покупки был остановлен сотрудницей магазина, которая не представилась. Она перегородила покупателю выход (хотя мужчина и не собирался убегать) и спросила, за весь ли товар он произвел оплату. Получив положительный ответ, женщина попросила показать содержимое сумки, поскольку накануне, 22 июня, была совершена кража бутылки коньяка «Старый Кенигсберг».
- На мой вопрос, почему с меня требуют показать этот товар сегодня, я получил ответ, что и сегодня исчезла с прилавка такая же бутылка, - вспоминает произошедшее Евгений Алексеевич. - Мои заверения, что я и на 10 метров не подходил к винному отделу, и требование показать видеозапись сотрудницей магазина были проигнорированы. Свое поведение она объяснила тем, что человек, совершивший кражу, очень на меня похож. 
Евгений потребовал вызова полиции. И тут выяснилось, что полиция уже находилась в магазине. Из подсобки вышел лейтенант, который сообщил, что он как раз прибыл в «Магнит» по факту кражи. Страж порядка, по словам потребителя, в очень корректной форме попросил его распахнуть куртку и показать сумку. Кроме пробитого на кассе товара, в ней ничего не было обнаружено. И хотя мужчина получил извинения от сотрудницы магазина, он до сих пор переживает случившееся. 
Евгений Стариков считает, что его права были грубо нарушены, тем более что компрометирующая его сцена происходила на глазах многочисленных посетителей магазина. Кто-то из покупателей посмеивался, кто-то сочувствовал (Евгений Алексеевич - человек в Вологде довольно известный). Кроме того, ему пришлось прослушать лекцию работницы о регулярных кражах в супермаркете, о ее семейных проблемах и просьбу войти в ее положение. 
Считая себя оскорбленным, мужчина обратился в общество по защите прав потребителей с просьбой защитить его права вплоть до обращения в суд. 

Извинения не приняты 

По сложившейся традиции сначала мы попытались решить проблему мирным путем. О происшедшем сообщили руководству вологодского филиала ЗАО «Тандер», направив в его адрес копию заявления потребителя и сопроводительное письмо с просьбой высказать компетентное мнение по данной проблеме. В тот же день нам позвонил заместитель директора филиала по продажам Александр Скорюков и сообщил, что факты подтвердились, что произошло обидное недоразумение и покупателю еще раз будут принесены извинения. Действительно, когда в следующий раз Евгений Стариков вновь заглянул в супермаркет, к нему сразу подошла та же сотрудница, представившаяся директором Юлией Владимировной, и снова просила войти в ее положение: дескать, он просто оказался заложником обстоятельств. Ведь она просто попросила его подождать, пользуясь присутствием полицейских. И хотя своей вины в случившемся Юлия Владимировна не видит, она еще раз приносит покупателю извинения. 

На заметку

В соответствии со ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса РФ ни охранник, ни контролер, ни администратор торгового предприятия не имеют права на личный обыск покупателя. Охранник же может попросить покупателя показать содержимое своих карманов, сумки или пакета. Одна оговорка - если тот захочет. Если покупатель отказывается, охранник не вправе настаивать.
Даже если действия покупателя при воровстве зафиксировали камеры видеонаблюдения или его поймали с поличным, охранник все равно не вправе производить обыск. Это могут сделать только вызванные сотрудники полиции 
в соответствии со ст. 184 УПК РФ. 
Если же работники магазина не вызвали полицию, а самостоятельно задержали покупателя, то это будет расценено в дальнейшем как незаконное лишение свободы, то есть уголовное преступление. 
Охранники в магазине имеют право задержать покупателя, даже руководствуясь только подозрением. Вызвать полицию в нештатной ситуации - их право. Но ни один закон не обязывает покупателя дожидаться приезда правоохранительных органов. Если вы уверены в несправедливости обвинения, то вы вправе покинуть магазин. Максимум, что разрешается охраннику, - выйти вслед за покупателем, настойчиво предлагая дождаться полиции. 
И все же лучше, советуют юристы, дождаться приезда полиции: если подозрения магазинной охраны не подтвердятся, вы сможете пожаловаться на незаконные действия работников торгового предприятия и обратиться в суд за компенсацией морального вреда. Полицейские, обыскивая подозреваемого, обязаны составить протокол. Он и станет главным документом, подтверждающим жалобу гражданина. 

Он снова остался ими не удовлетворен.
Почему? Чтобы понять это, мы решили встретиться с заведующей. 
Ничего нового она не сказала: да, произошло чистой воды недоразумение. Считает, что действовала по правилам: никого не обвиняла, не угрожала, руками не трогала, лишь попросила задержаться; что несет личную ответственность за товар и зарплату продавцов; что благодаря ее бдительности преступная группа, действовавшая по предварительному сговору, была на днях задержана и воришку, похожего на Евгения, все же «выцепили». Не понимает, почему покупатель не принимает извинений, которые она приносила ему чуть ли не полчаса.
Зато нам с первых минут общения причина стала ясна: разговаривать с людьми работник сферы торговых услуг не слишком умеет. Даже с официальным лицом, пожаловавшим к ней с миссией миротворца, она вела диалог в вызывающей манере, которая оставила неприятное впечатление. Нам сообщили, что вышестоящее руководство высоко ценит директора как хорошего и ответственного хозяйственника (этого не отнимешь: в магазине действительно идеальные чистота и порядок). А вот умения общаться с покупателями Юлии Владимировне явно не хватает, и случившееся, на наш взгляд, - показатель низкого профессионального уровня работника компании, главной составной частью которого является этика поведения, стремление создавать у покупателей хорошее настроение. 
Александр Скорюков сообщил, что заявление потребителя стало поводом для проведения собраний и других воспитательно-профилактических мероприятий во всех подразделениях вологодского филиала, что подобное больше не повторится. В очередной раз, теперь уже от имени руководства компании, Евгению Старикову лично были принесены извинения, но только в устном виде, по телефону, и он даже не смог запомнить, кто ему звонил. Письменного ответа на свое заявление потребитель спустя два месяца так и не дождался, поэтому не отказался от намерения обратиться в суд за защитой чести и достоинства. 
- Мне не нужны ни компенсации, ни извинения. Я просто хочу, чтобы представитель сферы обслуживания научилась «подключать мозги» в общении с покупателями, уважать и любить их, а не видеть в каждом из них потенциального преступника, - объясняет свою позицию Евгений Стариков.
Ситуация

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: