Покупатель не простил интернет-магазину двойного обмана
Евгений давно присматривал в магазинах новый телефон, но откладывал покупку из-за возросшей цены. И когда на известном маркетплейсе он нашел предложение приобрести айфон за 40 тысяч рублей, не раздумывая оформил заказ и с нетерпением ждал его получения. Но так и не дождался.
«Прокрутили» деньги?
В назначенный срок мужчина получил сообщение об отмене заказа в связи с тем, что товар прибыл на склад в поврежденном виде и отправлен обратно продавцу. Клиенту сразу вернули деньги и, принеся извинения, предложили заказать другой смартфон у другого продавца за 38 990 рублей. Он повторно провел оплату, но ситуация повторилась один в один, и ему снова предложили заново оформить заказ. И снова отмена с возвратом уплаченной суммы на банковский счет потребителя.
Возмущению Евгения не было предела. Он решил не прощать маркетплейсу подобного издевательства и обратился за помощью в Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области, где есть отдел по защите прав потребителей. Специалисты помогли ему грамотно составить претензию, потребовав незамедлительного исполнения договора купли-продажи, а также выплаты неустойки за просрочку в предоставлении товара.
В это же время другой вологжанин Андрей заказал в интернет-магазине тормозные диски за 5 715 рублей. Через три дня заказ отменили якобы из-за отсутствия товара и вернули деньги на счет покупателя в личном кабинете. На самом деле диски в продаже «нашлись», но уже дороже. Андрей повторил заказ по новой цене без всяких проблем.
Рухнули надежды заиметь дорогой телефон по аукционной цене, заявленной интернет-продавцом, и у череповчанки Юлии. Сначала он «завис» в доставке, потом ее перенесли на более поздний срок, потом заказ вообще отменили. Прошло две с половиной недели, за это время акция закончилась, и по сниженной цене товар стал недоступен.
- Такое впечатление, что мои деньги дистанционные коммерсанты «прокрутили», использовали в качестве краткосрочного кредита, - подозревает Юлия.
Она написала претензию и получила следующий ответ:
«Вы согласились с условиями продажи выбранного товара нажатием кнопки на последнем этапе оформления заказа на сайте. Указанное совершенное действие является фактом, подтверждающим заключение договора между Клиентом и Продавцом. Договор считается заключенным лишь после того, как Продавец проверит заказ на складе. Если вы не согласны с какими-либо положениями условий, вы можете отказаться от оформления заказа. Но, подтвердив его, вы эти условия приняли».
С момента выдачи покупателю чека об оплате продавец уже не вправе расторгнуть договор купли-продажи по своей инициативе. Покупатель же вправе требовать передать товар по цене заказа. Если продавец не передал ему предварительно оплаченный товар в согласованный срок, то он вправе требовать неустойку 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки.
Потребители из раза в раз оказываются в подобной ситуации: заказывают товар по выгодной цене, а электронные продавцы отменяют его, ссылаясь на технический сбой или проблемы на складе. Если кто-то из покупателей протестует, им кивают на условия договора оферты, где черным по белому прописано, что продавец может отменить даже оплаченный заказ.
Продавец виртуальный - товар реальный
Со своей стороны защитники потребителей «кивают» на законодательное право. Покупка на маркетплейсе, в любом другом магазине - это гражданская сделка. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи кассового чека или с момента, когда продавец получил сообщение от покупателя о желании приобрести товар, - это утверждают и ГК РФ, и Закон «О защите прав потребителей», и постановление Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года. Да, нажимая кнопку «Оформить заказ», потребитель сообщает о желании купить товар и о том, что все условия договора ему понятны, он с ними согласен. Но отказать в покупке продавец не может, так же как и отменить сделку в одностороннем порядке. Она считается заключенной, как только покупатель подтвердил оплату чеком. Технические сбои, атака хакеров, недогляд менеджера, проблемы с логистикой и складом, другие причины не могут считаться уважительными для отмены заказа, даже если продавец вернул деньги.
Если дело дойдет до суда, пункты договора, ущемляющие права потребителей, не будут приняты им во внимание. Примеры разрешения подобных ситуаций в пользу потребителей в судебной практике есть. Так, через сайт «Связного» потребитель заказал телефон по удивительной цене - всего за 480 рублей. Но покупки, что и следовало ожидать, не получилось, деньги ему вернули. Другой гражданин заказал чай на Ozon за 89 рублей, которого также не оказалось на складе. Суд обязал интернет-продавцов предоставить товар по первоначальным условиям оферты.
«Куплю в обычном магазине»
Можно попробовать пойти и другим, досудебным путем. Вологжанка Марина заказала в интернет-магазине телефон на три тысячи дешевле, чем в офлайн-торговле. Заказ обещали доставить на другой день, но нагло обманули. Девушка, юрист по образованию, написала претензию с требованием предоставить товар, но пришел ответ, что из-за сбоев в логистической цепочке он утерян. Ей предложили получить деньги.
За это время и в офлайн-магазине данная марка телефонов стала на четыре тысячи дороже. Тогда Марина назначила виртуальным продавцам новый семидневный срок для передачи товара с предварительным уведомлением в личном кабинете. При этом предупредила, что в случае отказа оставляет за собой право приобрести аналогичный товар в другом торговом предприятии и потребовать возмещения убытков в виде разницы между ценой, а также выплаты неустойки и компенсации морального вреда. Буквально через минуту после отправки послания по электронной почте ей поступило сообщение: «Товар пришел в ваш город, готов к получению». Наутро ей любезно вручили заказ в пункте выдачи.
Возвращаясь к ситуации Евгения, можно не сомневаться, что специалисты помогут ему решить проблему. Если претензия со ссылкой на все нормативно-правовые акты не возымеет действия, они защитят его интересы в суде, потребовав предоставить товар, дополнительно взыскав неустойку, моральный вред и имущественный ущерб.
Комментарии (0)