О вере, неверии и веселых прихожанах

statics/images/arcticles/122017/20122017x0e14cfe4.jpg
Молитва дарит радость всем, кто в ней участвует.
statics/images/arcticles/122017/20122017x9dce76b1.jpg
Свет веры проникает в сердце человека.
Николай Дегтерев преподает в воскресной школе при Казанском храме в Шексне. Он ведет беседы с прихожанами, выступает на местном радио, сотрудничает в районной газете. А еще - пишет стихи и прозу: Николай закончил Литературный институт в Москве, его произведения публиковались в различных журналах и альманахах, в том числе и «Вологодском ЛАДЕ». 

Очень часто приходится слышать мнение, что православные всегда ходят с насупленными лицами, глядят в землю и вообще никогда не смеются. Одна матушка рассказывала, как на каком-то мероприятии, где она была вместе с детьми, к ней подошла женщина и спросила: «Вы сектанты?» - «Почему?» - удивилась матушка. «Вы улыбаетесь», - ответила женщина. И удивилась в свою очередь, когда узнала, что матушка с детьми - православные.
Вот такой вот стереотип. 
На самом деле в церковной жизни есть немало поводов не только для радости, но и для смеха. Я помню, когда еще только начал осваивать «профессию» чтеца, готовился как-то раз к чтению «Апостола». Прочитал праздничное зачало, а в конце - кто знает «Апостол», тот поймет - красивыми красными буквами написано: «Конец всем святым и православию». Понятно, что слова эти обозначают конец чтению зачала, но не улыбнуться было невозможно.
Бывают очень интересные «богословско-экзегетические» открытия, особенно при общении с простыми, не искушенными чтением литературы людьми. Так, например, однажды мы с батюшкой приехали в одну деревню отслужить праздничный молебен. Был как раз понедельник Светлой седмицы, сразу после Пасхи. Молебен отслужили, батюшка сказал проповедь, и нас пригласили за стол. 
В большом деревенском деревянном доме к нашему приходу он уже был накрыт, разговеться, как говорится, было чем. И вот после молитвы в окружении прекрасных бабушек (некоторым из которых было под, а то и за 90) мы сели за стол. Но не успели мы начать нашу праздничную трапезу, как одна из бабулек выудила из-под стола бутылку водки. Мы, конечно, стали мягко отказываться - нам еще предстояло объездить в этот день несколько часовен в разных деревнях (невольно подумалось: если такими темпами пойдет, то обратно мы не доберемся). Но бабушка оказалась настойчивая и, главное, «подкованная» в чтении Священного Писания. На наши возражения она ничтоже сумняшеся заявила: «А вот у меня дома книга есть, Новый Завет называется. Там даже закладка положена в том месте. Так вот, там написано, что на праздничек можно одну-две стопки выпить». Мы, конечно, были немало удивлены таким прочтением Нового Завета, а батюшка еще и решил уточнить: «А там не написано случайно, что именно нужно пить на праздничек?» Не моргнув глазом, бабушка ответила: «Конечно, написано! Там написано, что нужно пить только чистую русскую водку!» 
Как говорится, и смех, и грех.
Вообще сам по себе русский язык предоставляет немало поводов пошутить. Нужно только умело его использовать. Однажды мы с друзьями пытались вынести из кабинета батюшки в воскресной школе диван. Но двери в школе были такие узкие, что он у нас, как бы мы его ни вертели, никак не хотел проходить. Батюшка тоже вызвался нам помогать. И вот один из товарищей предложил: «А давайте его (диван) на попа поставим». Батюшка, конечно, тут же отреагировал: «Не надо его на меня ставить!»
Но и священники могут иной раз очень язвительно «подколоть». Случай был тоже в деревне. Мы приехали туда отслужить Литургию, а после нее - не помню уже для чего - нам нужно было в специальный ящик собрать пожертвования. С этим мы справились успешно. А когда уже собирались уходить, стали распределять между собой кому чего нести. Батюшка и сказал тогда: «Давай я вот эту сумку понесу, а ты вот эту и еще ящик с деньгами». А после секундной паузы с улыбочкой добавил: «Будешь как апостол».
Кстати, апостолы, оказывается, гораздо ближе к народу, чем мы думаем. Однажды я выступал с рассказом о каком-то из христианских праздников в доме инвалидов. Рассказ насельникам дома, видимо, понравился. Через несколько дней одна моя знакомая пришла к ним поговорить. А они у нее и спрашивают: «А когда еще к нам придет тот парень, который у вас в церкви апостолом работает?» - «Кем-кем?» - удивилась моя знакомая. «Апостолом», - наивно ответили жильцы. Это они так странно запомнили слово «пономарь» - я представлялся именно как пономарь. Хотя мне, естественно, такое название польстило, и уровень гордости в крови сразу подскочил.
Конечно, церковь - это в огромной степени место покаянного плача. Но этот плач потому и назван в святоотеческой литературе «радостотворным», что он творит в человеке радость. «Всегда радуйтесь!» - завещает христианам апостол Павел. Поэтому - почему бы и не дать иногда место в нашей христианской жизни радости и веселью?..
Николай ДЕГТЕРЕВ
Православие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: