Новый порядок сдачи на права защитит от роковых ошибок?

statics/images/arcticles/092020/30092020x50b1fdb8.jpg
Несмотря на то, что занятия на площадке занимают важную часть времени будущих водителей, из экзамена эти упражнения предлагают убрать.
Российский МВД опубликовал проект приказа о новых правилах сдачи экзамена на водительские права. Согласно ему, практический экзамен будет проводиться только в условиях реальной дорожной обстановки - экзамен на площадке исключен. За последние шесть лет поправки в регламент сдачи на права вносились неоднократно. «Красный Север» разбирался, как это сказывается на работе автошкол и насколько нововведения способствуют безопасности на дорогах.

Скорее, а не то не сдадите!

Ранее планировалось, что изменения вступят в силу с 1 октября текущего года, однако в связи с пандемией введение изменений отложено до 1 апреля 2021 года. Усложнение правил сдачи экзамена обязательно скажется на количестве тех, кто не проходит экзамен с первого раза, считают инструкторы.
- Пока не ввели дополнительные вопросы на теоретических экзаменах в 2014 году, у нас 90% учащихся получали права с первого раза. Сейчас таких от силы 60%, - рассказал Сергей Смыковский, директор автошколы «Светофор», инструктор с большим стажем. 
Некоторые автошколы воспользовались неизвестностью относительно новых правил сдачи экзамена и активно призывали будущих водителей не тянуть с получением прав, так как новые требования будут значительно жестче.
В частности, на сайте одной из вологодских автошкол опубликовано предположение, что в новом теоретическом экзамене будет 50 вопросов вместо 20, как сейчас. Но это вымысел. В новом проекте с теорией все по-прежнему: четыре блока по пять вопросов - итого 20. Разрешается сделать либо три ошибки в разных блоках, либо не более двух ошибок в одном из них. За каждый неправильный ответ выдаются пять дополнительных вопросов из того же тематического блока, где допущена ошибка. При ответе на дополнительные вопросы ошибки делать уже нельзя. 
А вот «страшилка» об отмене площадки оказалась правдой. После успешной сдачи теории кандидаты в водители сразу приступят к сдаче практического экзамена в городе, который будет длиться 30 минут. Площадку из экзамена убирают - все упражнения будут сдаваться в «боевых» городских условиях. Новое правило не касается только тех, кто получает права на вождение мотоцикла и скутера: они по-прежнему будут сдавать «площадку». При этом «площадка» по-прежнему сохранится как обязательный элемент для обучения автомобилистов.
«С учетом изменений правил проведения экзаменов, предусматривающих проведение практических экзаменов на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и составах транспортных средств только в условиях реальной дорожной обстановки», - говорится в пояснительной записке к документу. В том числе, по мнению авторов документа, будет исключено «натаскивание» на определенные виды упражнений. 
По новым правилам, сначала экзамен будут принимать на закрытой территории, например, на площадке автошколы или на тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки. Новички обязательно должны показать, что умеют выполнять параллельную парковку, заезжать в боксы, разворачиваться в ограниченном пространстве, останавливаться и начинать движение на подъемах и спусках.
Если кандидат благополучно справится со всеми заданиями, инспектор даст команду выезжать в город на дороги общего пользования.
Маршруты для проезда кандидатов по городу также изменят: теперь вы будете знать только район, где станут принимать экзамен. Это сделано потому, что сейчас ученики вместе с инструкторами, зная точные названия улиц, где обычно принимают экзамены, заучивают все особенности движения именно по ним. И получается, что к стрессовым ситуациям на незнакомых дорогах такие водители просто не готовы.

«Реал» надежнее?

- Мне сложно представить, как комплекс упражнений с площадки перенести в реальные дорожные условия. Надо посмотреть, как это будет реализовываться. Заехать на парковку торгового центра и пробовать припарковаться будет дополнительным стрессом для сдающего экзамен, - говорит Сергей Смыковский. 

Справка

Количество обязательных часов вождения закреплено законодательно: в рамках обучения в автошколе вам должны предоставить 56 часов практического вождения (4 из них - на экзамен). Исходя из того что стандартное занятие по вождению длится порядка двух часов, в программу должно входить не менее 27 занятий. В практическую часть входят занятия на автодроме и отработка упражнений, а также езда по городу с инструктором. 
До 2008 года количество часов практического вождения было меньше - 36 (из них 4 часа - на экзамен). Но, как нам на правах анонимности сообщил сотрудник одной из автошкол, далеко не все школы выполняют это обязательство, сокращая количество часов практического вождения для удешевления стоимости курса. Сейчас средняя стоимость обучения в Вологодской области колеблется в диапазоне от 15 000 до 30 000 рублей: почти двухкратная разница закономерно должна вызывать вопросы. 
При этом в водительских карточках ставится положенное по закону количество часов. А учащиеся, как правило, подписывают эти карточки не глядя, потому что не знают, сколько на самом деле часов вождения они имеют право получить. «Недостающие» часы автошколы предлагают докупать за свой счет - из расчета порядка 1 000 рублей за занятие, что само по себе не соответствует закону. 

- Я «площадку» пересдавала три раза, - делится вологжанка Софья Носова. - Два раза были трудности с заездом на эстакаду, один раз не вписалась задним ходом в бокс. Как бы я это делала «в реале», на мосту или в гараже, - не представляю!
Есть и другая сторона вопроса. По мнению инструктора автошколы «Ягуар» Алексея Фролова, новые правила сделаны не для того, чтобы «кошмарить» учащихся, а чтобы создать единые возможности для городских автошкол и сельских, где сложно содержать полноценную площадку круглый год.
- Инструкторам проще договориться с владельцем местного торгового центра о том, что раз в несколько месяцев они будут приезжать на парковку, расставлять конусы и принимать здесь экзамены, не нарушая регламента о «площадке», - поясняет Алексей. 
Он считает, что новые сложности пойдут на благо начинающим водителям: машин с каждым годом на дорогах становится все больше, дорожная обстановка все сложнее, а получить права сейчас стоит меньше, чем купить айфон. И более строгий отбор претендентов на звание водителя вполне оправдан. Инструктор говорит, что если на первом занятии учащиеся в ответ на вопрос, зачем они пришли в автошколу, отвечают «получить права», он старается с такими попрощаться. Надо не «получать права», а учиться ездить безопасно. 
- Я могу вас за два месяца так натаскать на знакомом маршруте, что вы блестяще сдадите экзамен. Но что вы будете делать, когда выедете на реальные городские дороги? А ведь цена ошибки - нередко человеческая жизнь и здоровье, - объясняет Алексей Фролов.
Инструктор убежден, что экзамен по вождению следовало бы пересдавать каждые 10 лет, подтверждая свое умение ездить по правилам, а не «как все». В процессе обсуждения новых правил он усомнился, что я со своим 11-летним стажем вождения смогла бы сдать экзамен в городе. Я пошла на спор - и мы выехали на трассу…
Через пять минут - первое нарушение на пять баллов. Я вместо положенной скорости 20 километров в час ехала 25 в зоне ограничения. Ехала между двумя «лежачими полицейскими» и даже не обратила внимания на знак. Еще через пять минут я, пропустив пешехода, снова получила штрафные пять баллов: оказалось, я должна была дождаться, когда он вообще покинет проезжую часть. Потом при повороте слишком срезала угол, выезжая на встречную полосу на перекрестке. Итого экзамен «не сдан» три раза. Я на собственном опыте убедилась, что ездить «по правилам» и «как привык» - разные вещи.
- Почему электрики сдают экзамены на допуск к работе каждый год, а водителю достаточно сдать один раз? Автомобиль не менее опасен для жизни, чем электричество, - замечает Алексей Фролов. 

Ответят все

Год от года правила сдачи водительских экзаменов понемногу, но усложнялись: появились дополнительные вопросы, добавились новые упражнения на площадке, аудио- и видеофиксация сдачи экзамена. Повлияло ли это на улучшение ситуации на дорогах?
По данным управления ГИБДД Вологодской области, количество выдаваемых прав за последние пять лет незначительно снизилось. Так, в 2015 году было выдано 10 874 водительских удостоверения категории «В», в 2016 - 10 003, в 2017 - 8 546, в 2018 - 7 330, в 2019 - 8 363 «корочки».
Начинающим, по правилам Гос­автоинспекции, считается водитель, стаж которого менее двух лет. И по вине таких водителей в 2015 году в области зарегистрировано 160 ДТП (9 со смертельным исходом), в 2016-м - 128 (5 человек погибли), в 2017-м - 108 (6 погибших), в 2018-м - 93 (3 погибших), в 2019 году - 107 аварий (6 погибших). Как видно по статистике, количество ДТП пусть не сильно, но снижается из-за более сложных правил сдачи экзамена. Но это «не сильно» - нередко чья-то спасенная жизнь. 
Каждый такой случай расследует специальная комиссия: проверяют и результаты обучения в автошколе, и действия инспектора на экзамене, чтобы исключить случаи предвзятости экзаменатора или ситуаций, когда права получают за деньги. 
- В случае ДТП ответственность несут все: и водитель, и инструктор, и инспектор. Если выявляются какие-то нарушения в регламенте обучения или приема экзамена, принимаются соответствующие меры, - пояснил Роман Ушаков, инспектор по особым поручениям управления ГИБДД УМВД России по Вологодской области. 
Новый подход к приему экзаменов, как уверены в ГИБДД, заставит автошколы давать автомобилистам больше практических знаний, и на сдачу кандидаты будут приходить уже более подготовленными. 

В тему

Одно их самых страшных ДТП (на фото) с участием неопытных водителей в нашей области произошло в августе 2015 года на автодороге Вологда - Новая Ладога под Череповцом. Тогда девушка 24 лет, которая получила водительские права пять месяцев назад, стала причиной гибели шести человек.

Ее машина врезалась в попутную «Ниву», которая вылетела на встречную полосу и столкнулась с «Ладой Приорой». В «Ладе» - трое погибших, среди которых мальчик 14 лет, в «Ниве» - еще трое. Сама виновница аварии осталась жива и была осуждена к реальному лишению свободы в колонии-поселении. 

Из недавних случаев - в августе этого года 18-летний водитель ВАЗ-2107, получивший права меньше года назад, сбил мужчину 54 лет на обочине Пошехонского шоссе в районе поселка Непотягово. Пожилой мужчина шел по обочине в нарушение правил. От удара машины его откинуло на попутную фуру «Скания», что вызвало мгновенную смерть. 

А в июле на автодороге Москва - Архангельск под Соколом 23-летний житель Республики Саха (Якутия) на автомобиле ВАЗ-21053 при обгоне выехал на встречную полосу и столкнулся с «Маздой» под управлением 38-летнего водителя. Виновник аварии погиб, его водительский стаж был менее двух лет. Четверо его пассажиров, водитель и пассажир «Мазды» получили множественные ранения и были госпитализированы. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: