На выборы - в плюшевой жакетке, домой - с конфетами и пряниками

statics/images/arcticles/122019/04122019x7ef0f575.jpg
Послевоенный 1946 год. Люди жили трудно, но с верой в будущее, сплоченно и весело.
Фото из архива семьи Нечаевых, Вологда
В «Книге памяти» Междуреченского района есть такие строки: «В 35 километрах от райцентра в годы войны был основан поселок Нефтетара». Вот о жизни в нем я и хочу рассказать. Тем более что в наступающем году мы будем отмечать очередной юбилей нашей Победы и подобные воспоминания будут, говоря современным языком, в тренде.

Все дело - в клепке

В поселке был построен небольшой военный завод, продукция которого - клепка - шла на изготовление тары для различных нефтепродуктов, отправлявшихся на фронт. Население Нефтетары в большинстве своем составляли немцы, по приказу Сталина высланные из Поволжья, а также жители окрестных деревень. В четырех километрах от поселка были колхоз и Пустошуйская семилетняя школа. К немцам был приставлен комендант - молодой парень Сергей Комиссаров, держали их в большой строгости. Чтобы сходить в лес за грибами или ягодами, каждый немец должен был получить письменное разрешение, да и в сельсовете они регулярно отмечались. Немцы соорудили большие качели, и вечерами молодежь качалась на них, а потом танцевала под патефон.
Рабочим давали пайки по 600 граммов, хлеба, и на каждого иждивенца - по 400 граммов в сутки. Раз в месяц каждой семье выдавали по куску хозяйственного и дегтярного (от чесотки) мыла. Материю и нитки - строго по списку.
Жили люди в четырехквартирных финских домиках. Рубленый дом был только у начальника лесопункта Алексея Ивановича Леонтьева. Электричество появлялось от движка с 6 утра до 12 ночи. На работу люди шли по заводскому гудку в 8 утра. За опоздание народ судили и отправляли в другой поселок на лесоповал. Там лес вывозили по лежневкам, а также на  владимирских тяжеловозах. На лесопункте даже жил свой Герой Социалистического Труда - Константин Осипович Игнатов. Да и все люди трудились ударно, с энтузиазмом. И все, разумеется, были очень рады, когда закончилась война. 
А как проходили выборы! Мама надевала плюшевую жакетку, цветастый с кистями платок и шла голосовать в деревню. А потом приносила домой пряники и конфеты «Раковая шейка», «Театральные». Если бы вы знали, как мы, дети, ждали ее возвращения!
Многие женщины и девушки хорошо вязали. Комнатки в финских домиках были совсем маленькими, но люди стремились к уюту. Железные кровати, которые выдавались со склада всем жителям, наряжали, словно невесту, вывязывая очень красивые подвесы и накидушки на подушки. Самодельные покрывала с лазоревыми птицами были, пожалуй, у всех. Подушки набивали пухом из черных шишек камыша, которые собирали на болоте и хорошо просушивали. Подушки получались очень мягкими, экологически чистыми и вкусно пахнущими.
Печки белились зубным порошком, а на пол стелили домотканые половики, которые покупали у местных бабушек. И, несмотря на поголовную бедность, было приятно зайти в каждую квартиру.
В поселке жил китаец с семьей, и было у него пятеро красивых смуглых ребятишек. Владимир Александрович Ван-Лин прямо на стене нарисовал картину, которая стоит у меня перед глазами до сих пор. Девушка-молдаванка сидит на пеньке в ярком национальном костюме, а рядом юноша на коленях протягивает ей розу.

Во времена коз и цыпок

Постепенно люди стали обживаться и поголовно заводить коз, поскольку на коров были введены налоги, а на коз - нет. И каждый мужчина, возвращаясь с работы, нес большую охапку осиновых веток из леса. А мы вязали для коз веники - по три-четыре десятка в день. Хорошо помню, как мама и многие жители варили просто замечательный суп из козьего молока и молодой крапивы, добавив в него яйцо, картошки и лука.
С ранней весны до глубокой осени мы, ребятишки, носились по улице только босиком, и болезнь у нас была только одна - цыпки на руках и ногах от пыли и грязи. Каждый вечер мама грела воду, промывала нам эти маленькие ранки, смазывала их солидолом, а мы ревели во весь голос: уж очень щипало. Помню, как мама купила мне первые парусиновые туфли с пуговками-застежками на боку. Вот радости было!
Неудобно вспоминать, но раз в месяц на местном магазине вывешивали объявление о том, чтобы все пришли на санобработку. У бани была сделана пристройка, там выложена печь, над которой приварили толстые железные прутья. На эти прутья, после того как будет истоплена печь, местные жители обязаны были приносить и развешивать узелки с верхней и нижней одеждой для пропаривания вшей. За это отвечала медик Антонина Ивановна Игранова. 
В 1953 году все немцы куда-то исчезли. Говорили, что их увезли в Казахстан. На смену им стали приезжать украинцы и белорусы, которым был очень нужен лес.
Сравнивая военную и послевоенную жизнь с нынешней, замечаю, что в трудные годы народ был открытым и более веселым. А теперь все помешались на деньгах, но трудиться никто не хочет. Где это видано - молодые мужики шляются по нашему поселку, клянчат у пенсионеров деньги! А то и крадут. А пришли бы к этому же пенсионеру, накололи ему дров, принесли воды, оказали другую помощь - одним словом, заработали бы те деньги, а не выпрашивали просто так. 
Нина СОКОЛОВА, поселок Вохтога, Грязовецкий район
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: