Мясо на праздники и «комсвятки» для трудящихся

«Красный Север» продолжает рассказывать о судьбе новогодних и рождественских праздников в XX веке. Листая старые подшивки, мы видим всю историю любимейших праздников вологжан - курьезную, серьезную, а порой и трагическую.

«Красный Север» продолжает рассказывать о судьбе новогодних и рождественских праздников в XX веке. Листая старые подшивки, мы видим всю историю любимейших праздников вологжан - курьезную, серьезную, а порой и трагическую. 
Первый тревожный удар по традиции проведения рождественских елок прозвучал 24 января 1918 года, когда декретом Совета Народных Комиссаров на территории страны был введен григорианский календарь и было указано, что в текущем году после 31 января следует сразу 14 февраля. Так как православная церковь продолжала использовать прежний календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Однако Рождест-во и Новый год при этом остались выходными днями. Работу было предписано заканчивать в 12 часов 6 января.
Череповецкая газета «Речь» в голодном декабре 1918 года радовала читателей хорошими новостями: «Мясо на праздники. Уездный отдел общественного питания доводит до сведения граждан Череповца, что на праздники будет выдаваться мясо по ¾ фунта на человека». Правда, мяса первых трех категорий было обещано только по четверти фунта, а по четвертой категории пообещали выдать полный вес. 
С 1 января 1919 года на три категории было разделено и население, которому полагалось разное количество хлеба. Уездный отдел общественного питания сообщал, что люди из первой категории будут получать по ¾ фунта, а вот остальные - лишь по полфунта. 
•••
В 1922 году в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или в «комсвятки». На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий - в клубах устраивались маскарады и «комсомольская елка».
6 января 1923 года комсомольцы Вологды окружили плотным кольцом все городские храмы с целью срыва религиозного торжества. Они, как могли, мешали проходу верующей молодежи на паперть, пели революционные песни и читали стихи про светлое атеистическое будущее.
Через два года - 6 января 1925 года - губбюро «Пролетстуда», чтобы оградить рабочих от посещения рождественской службы в православных храмах, организовало добровольно-принудительные ночные экскурсии на электростанцию, завод «Красный пахарь» и транспортные мастерские. Больше всех в эту рождественскую ночь повезло экскурсантам ликероводочного и пивоваренного заводов. Продегустировав продукцию, они нисколько не пожалели, что вместо церкви отправились слушать лекцию.
Вообще, алкоголь всегда стоит особняком в жизни общества. Его значение для населения власти никогда не преуменьшали. В газете «Красный Север» от 30 марта 1928 года был опубликован приказ о том, что в праздничный день, 31 декабря, вся торговля может работать на два часа дольше обычного, а вот спиртное должно продаваться по будничному графику. 1 января 1929 года была запрещена торговля спиртным из ларьков и киосков. Ранее - 2 января 1926 года - Вологодскому управлению торговли было запрещено при продаже водки заставлять покупателей приобретать в нагрузку закуску - банку не пользующихся спросом рыбных консервов. 
•••
В годы НЭПа вологодские предприниматели отмечали Новый год на широкую ногу. «Красный Север» 31 декабря 1923 года приглашал в Вологодский биржевой клуб на день годовщины клуба и торжественную встречу Нового года при участии петроградских артистов. Попасть на праздник можно было только по письменной или личной рекомендации членов клуба. Рядом с этим объявлением была приписка «1 червонец стоит 28 500 совзнаков» - для тех, кто пожелал бы потратить деньги на вечер НЭПа.
В 10 часов вечера 31 декабря того же 1923 года в популярном у вологодских нэпманов ресторане «ПЕПО», что располагался на улице Возрождения (ныне она именуется улицей Лермонтова), начался «грандиозный новогодний концерт-кабаре». В 12 часов каждому гостю поднесли бокал с шампанским.
•••
Праздники кончились в 1929 году, когда XVI партийная конференция постановила сделать 1 и 7 января рабочими днями, елка как пережиток царизма попала под запрет. 
«Приближается пьяное Рождество - старое, ненужное, как сама дряхлая жизнь, - писал в одной из московских газет в 20-е годы некий Р. Басс. - За ним плетется старый «Новый год» - тоже ненужный, вредный, несущий за собой пьянство, прогулы, болезни. Эти старые религиозные праздники у многих обычно не вяжутся без устройства «елок» для детей. Надо же порадовать детей и самим при этом выпить… Дружным напором мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки у нас окончательно исчез варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией».
7 декабря 1929 года учащиеся 16-й городской школы первой ступени на своем пионерском собрании потребовали от городских властей ввести строгий запрет на варварский дедовский обычай рубить ели для рождественских и новогодних праздников. Немедленно прозвучал призыв ко всем трудящимся последовать примеру детей и не рубить леса - боевые участки индустриализации Северного края. Сами школьники приняли решение никогда больше не устраивать елок, а вместо зеленых красавиц, хлопушек и шариков купить коньки, лыжи и санки.
В декабре 1929 года и в январе 1930-го специальные патрули из добровольцев ходили по улицам Вологды и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа.
22 декабря 1929 года в рамках борьбы с религиозным дурманом окружной исполком принял решение о запрещении продажи в Вологде новогодних елок и елочных украшений. За рубку лесных красавиц к гражданам применялись не только административные меры - штраф в 100 рублей, но и уголовное наказание тюремным сроком до шести месяцев. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: