Можно ли обменять мышь?

statics/images/arcticles/092019/18092019x385f5fcb.jpg
Компьютерная мышь при внешней простоте относится к технически сложным товарам.
Фото Сергея Юрова
Студентка Екатерина была вынуждена отправиться в незапланированную поездку и срочно купила в торговом центре флеш-карту для видеокамеры. Выбрала наугад, и карта не подошла. Возвратившись в город через три дня, покупательница решила вернуть карту обратно и обменять ее на другую. Но продавцы в обмене отказали. 

Сложная «штучка» 

Приобретая периферийные устройства (а к ним относятся и флеш-карты), необходимо четко знать их технические характеристики. Информация о параметрах флеш-карт, воспринимаемых видеокамерой, должна содержаться в прилагаемой к камере инструкции. Поэтому прочитать ее нужно было внимательно. 
В отношении «обоснованности» отказа в обмене следует обратиться к ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Да, она предоставляет покупателю право в течение 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в случаях, если он не подошел по форме, размеру, расцветке, фасону, габаритам или комплектации. То есть обмен возможен, но при соблюдении нескольких условий. 
Во-первых, если вещь не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Хотя потребительское законодательство и стоит в большинстве случаев на стороне покупателей, однако в нем присутствуют четкие регламенты, которые разграничивают весь производимый товар на разные категории. С этой целью и введен Перечень. 
Разберемся, что же такое флешка? Это составное устройство, производимое сложным механизированным цикличным процессом. То есть как раз та категория товаров, которая согласно принятому регламенту причисляется к технически сложным и обмену не подлежит. Постановление отмечает, что к категориям таких товаров специально назначаются гарантийные сроки. Поэтому, если даже товар надлежащего качества и не имеет ярко выраженных повреждений или дефектов, заменить его будет невозможно. 
Покупательница поступила неосмотрительно, нарушив упаковку. Ведь основное назначение флеш-карты - накопление информации. Раз вскрыли упаковку, то флешка с момента ее покупки наверняка использовалась, а значит, есть вероятность, что могла поцарапаться при вставке в USB-порт цифрового устройства, на нее могла быть записана информация, несущая в себе компьютерный вирус, в результате некорректного извлечения могла потерять способность к хранению информации и т.п. То есть у продавца есть веские основания опасаться, что первоначальные свойства предмета нарушены. Ответы на эти вопросы может дать только экспертиза.
Так что работники магазина поступили правильно, отказав девушке в обмене товара надлежащего качества, не подошедшего по техническим характеристикам. Чтобы в будущем не оказаться в подобной ситуации, внимательно читайте инструкции и не торопитесь вскрывать упаковки компьютерных и цифровых «штучек». Сначала убедитесь, что они подходят к вашей технике. Для этого сравните технические параметры в инструкции с теми, что указаны на упаковке с приобретенной флеш-картой. А еще лучше - перед покупкой попросите совета у продавца-консультанта. Думаем, он вам в этом не откажет. 

Непослушный «грызун» 

- Я купил компьютерную мышь. Она не подошла по функциональным качествам, а именно колесо прокрутки работает нефиксированно, - рассказывает вологжанин Алексей. - Я принес мышь обратно в магазин, но в обмене мне было отказано в устной форме. Продавец даже смотреть ее не стал, сказал, что не сохранен товарный вид, повреждена упаковка. Моя позиция такова, что товар сохранил надлежащий вид, а поврежденная упаковка им не является. Как же мне быть? - спрашивает потребитель.
Ст. 25 Закона, касающаяся обмена товара надлежащего качества, вообще ничего не говорит об упаковке. Отказываясь принять товар, продавец выдвигает требования, не предусмотренные законодательством, это незаконно. 
Однако все не так просто. Если Алексей обратится в магазин с письменным заявлением, то ему могут отказать совсем на другом основании. Для этого нужно выяснить, относится ли, на первый взгляд, столь простое устройство, как маленькая мышь, к технически сложным. Потребитель говорит, что внутри упаковки есть гарантийный талон с указанием сервисных центров, а это значит, что товар технически сложный и обмену и возврату в случае надлежащего качества не подлежит. И потом, он подключал мышь к ПК, то есть использовал.
Но устройство не выполняет в полной мере свои функции, потребитель обратился в магазин на другой день после покупки, а в течение 15 дней он имеет право потребовать либо возврата денег, либо обмена на другой товар по причине любого, даже несущественного, недостатка.
Впрочем, как нам сообщил Алексей, история закончилась еще более просто. Когда он в следующий раз пришел в магазин уже с претензией, сервисный инженер как следует покатал мышку по столу, и она вдруг стала послушной. 
- Датчик колесика был слишком жестким, а теперь он разработался, то есть «откалибровался», - объяснил специалист. Дело закончилось миром.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: