Магазин вернет деньги за навязанные подарочные карты

statics/images/arcticles/072017/05072017xdb7cb56c.jpg
Внутренний регламент магазина не может противоречить правилам, законам или иным правовым актам РФ в области защиты прав потребителей.

Мультиварка, загромоздившая кухню, юбиляру не понравилась. Магазин согласился принять ее назад только в обмен на подарочные карты, которые тоже оказались ненужными. Возвращать за них деньги покупателю пришлось через суд. 
В подарок отцу на юбилей Михаил Юрьев приглядел мультиварку за 44 880 рублей в ООО «Технопарк-Центр», что на улице Мира, 82 в областном центре. 
- Не знаю, понравится ли она отцу, - поделился он своими сомнениями с сотрудником отдела продаж. 
- Не волнуйтесь, если подарок не подойдет, мы примем его обратно, - успокоил покупателя консультант, заручившись разрешением на возврат мультиварки у заместителя директора торгового центра. 
Но прибор, слишком громоздкий для небольшой кухни, не пришелся юбиляру по душе, и Михаил возвратил его на следующий день в магазин, даже не вскрыв упаковку.
Однако продавец-консультант отказался от своих обещаний принять товар назад и стал навязывать условие - обменять мультиварку только на подарочные карты. И растерянный покупатель, чтобы не потерять деньги, согласился приобрести семь подарочных карт на сумму 45 000 рублей (120 рублей ему еще пришлось доплатить). 
Но сертификаты не пригодились - выбрать что-то нужное для себя из всего ассортимента магазина Михаил так и не смог, поэтому написал на имя руководителя торгового предприятия заявление на возврат денег за навязанные ему подарочные карты. 
- Деньги за неиспользованные сертификаты не возвращаются! - ответил тот категорическим отказом. 
Тогда одним из сертификатов, на сумму 10 000 рублей, без ведома Михаила (не зная, что тот собирается вернуть карты обратно) решил воспользоваться брат, чтобы купить подарок любимой - «навороченную» гладильную доску. Но подарок обидел девушку своей «неромантичностью», и молодой человек был вынужден принести его назад, чтобы снова обменять уже на другую карту, которую незаметно положил на место вместе с чеком. 
- И что же мне делать со всем этим карточным набором? - не видит выхода Михаил. - По существу, мне навязывают приобретение на большую сумму товаров, которые мне совсем не нужны.
Он обратился за помощью в общество по защите прав потребителей. Его представители помогли Юрьеву составить исковое заявление в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи всех подарочных карт. 

К слову

В Гражданском кодексе РФ нет такого понятия, как «подарочный сертификат», и правил, которые регулируют отношения в данной сфере, поэтому здесь применяется законодательство о защите прав потребителей, позволяющее считать уплаченную за сертификат сумму как аванс будущей оплаты товара.

В зале суда свидетели со стороны ответчика, заместитель директор ООО «Технопарк-центр» и продавец-консультант, ссылались на то, что мультиварка является технически сложным товаром и они не могли вернуть за нее деньги, поэтому и предложили сделку, об условиях которой подробно рассказали покупателю. Утверждали, что пошли навстречу клиенту, специально разделив карты на суммы, чтобы ему было удобнее делать покупки, что все необходимые документы были оформлены по его согласию. Возвращать деньги за неиспользованные карты им запрещает внутренний регламент магазина. 
- Внутренний регламент магазина не может противоречить правилам, законам или иным правовым актам РФ в области защиты прав потребителей, - выдвинул свои доводы представитель истца. - В Гражданском кодексе РФ нет такого понятия, как «подарочный сертификат», и правил, которые регулируют отношения в данной сфере, поэтому здесь применяется законодательство о защите прав потребителей, позволяющее считать уплаченную за сертификат сумму как аванс будущей оплаты товара. А это значит, что до момента, пока товар не передан потребителю, договор купли-продажи будет считаться незаключенным. Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане свободны в заключении договора, поэтому потребитель вправе отказаться от заключения договора купли-продажи до передачи ему товара и потребовать у продавца возврата уплаченного аванса.
Именно на эту статью ссылался и суд при вынесении решения. А также на п. 1 ст. 1102 ГК РФ, расценив сумму, полученную продавцом за неиспользованные подарочные карты, как его неосновательное обогащение. 
В итоге суд постановил: расторгнуть договор купли-продажи всех подарочных карт и взыскать с ООО «Технопарк-Центр» в пользу Михаила Юрьева 45 000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф - 8875 руб. - за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя. Решение мирового суда было обжаловано ответчиком в вышестоящей судебной инстанции, но оставлено без изменения и вступило силу. 

Ситуация

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: