Ловушка для шопоголиков

statics/images/arcticles/012019/09012019x7eda69f6.jpg
Так выглядела «черная пятница» в одном из крупных супермаркетов страны.
Фото с сайта www.auchan.ru
«Купила машинку, а она не шьет». «Новые сапоги не застегиваются». «Только потом дома поняла, что многие вещи мне не нужны…» Спустя месяц отголоски «черной пятницы» все настойчивее доносятся до защитников прав потребителей, за помощью к которым обращаются граждане, разочаровавшиеся в покупке на главной распродаже года. 

Вот тебе и экономия! 

- В декабре должна была ехать в Москву на важное мероприятие, специально скопила денег, чтобы купить все сразу и подешевле в торговом центре, активно зазывавшем на «черную пятницу», - рассказывает вологжанка Лилия Соболева. - Из девяти торговых центров, заявивших себя в акции, выбрала тот, что поближе к дому, и 13 декабря специально взяла отгул. И сразу разочарование - ни в одном из отделов с одеждой скидок не обнаружила. Зато в обувном была толпа, и мне удалось «ухватить» зимние сапожки из натуральной кожи всего за 3600 рублей (ниже 5000 сейчас не купишь). Дома стала их надевать, и «молния» сразу разъехалась. Снова поплелась в магазин. Но заведующая заявила: «Фурнитура браком не считается, поэтому товар обмену и возврату не подлежит, тем более что он куплен на распродаже». Я была вынуждена отдать обувь в ремонт, который обошелся в 1000 с лишним рублей (пришлось менять «молнию» на обоих сапогах)».
Жительница Сокола Нина Морозова давно мечтала о швейной машинке, и дети заказали ее в интернет-магазине по акции с рассылкой по почте «черная пятница» со скидкой 40%. Доставку оформили на понедельник, на 20.00, чтобы все были дома. Посылку доставили вовремя, поставили на стол. Мама, как покупатель, все оплатила и расписалась в квитанции. Курьер очень быстро ушел. Распечатали коробку, а там отломанная деталь, элементы смещены - видно, посылку роняли. Продавец работоспособность машинки не проверил, в розетку ее не включил. Дефект сфотографировали, отправили на адрес сервиса магазина, много раз звонили, но в замене потребителям отказали: дескать, дефект приобретенный, и вы ничего не докажете. Неоднократно писали жалобы руководству, но тоже бесполезно. 
Специалисты общества по защите прав потребителей помогли Нине составить претензию и сами позвонили продавцам. 
- Со мной связался руководитель отдела качества и сообщил о решении обменять машинку на работоспособную, - на днях сообщила радостную весть покупательница.
Вологжанка Светлана 14 ноября накупила в бутике аж 15 (!) вещей. Дома поняла, что многие из них ей не нужны, и через неделю поехала сдавать их обратно в магазин.
Принять товар категорически отказались. «Эту цену нам уже не поставить, а значит, его сложно будет продать», - резюмировала продавец. Девушка так и ушла не солоно хлебавши. А зря.

Страховка от обмана 

- Любой товар, приобретенный по акции, подлежит возврату и обмену в том же порядке, как и обычно продаваемые аналогичные товары, - разъясняют специалисты Роспотребнадзора. - Потребитель может предъявить любые требования, если товар оказался с недостатком (кстати, сломанная «молния» относится к их числу), и имеет право (в данном случае) требовать компенсации расходов. 
Качественный товар, приобретенный по акции, не бывший в употреблении, также подлежит возврату и обмену в течение 14 дней. 
Товар, купленный через Интернет, можно сдать в течение семи дней без объяснения причин. Покупатель возмещает лишь расходы по доставке. 
В законе такое понятие, как «черная пятница», не прописано, правил для этого дня не существует, чем и пользуются недобросовестные представители торговли, особенно дистанционной, массово нарушая права потребителей. Опыт глобальных распродаж свидетельствует, что покупатели не застрахованы от обмана с их стороны. Магазины, пользуясь ажиотажным спросом, пытаются реализовать залежалый товар, причем подчас дороже, чем в обычные дни. 
Поэтому Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) выступила с инициативой принять закон о распродажах в России, который бы установил четкие правила проведения распродаж и различных скидочных акций и определил ответственность за их нарушение. Например, в Евросоюзе действует директива, в которой такие требования прописаны. В Италии властями даже утвержден специальный календарь скидочных акций. Конечно, можно объявить акции и в другое время, но для этого требуется отдельное разрешение. 
- Создавать очередной закон под весьма небольшой пласт отношений вряд ли целесообразно, - считает эксперт Союза потребителей Российской Федерации Антон Недзведский. - Чтобы сделать распродажи в России цивилизованными, можно обойтись поправками в законы «О рекламе» и «Защите прав потребителей», которые регулируют данные отношения. 
С этим согласны и некоторые депутаты Госдумы: есть Федеральный закон «О торговле», регулирующий торговую деятельность, отношения между покупателями и продавцами. Там указано, что предприятие торговли само определяет ассортимент и цены на продаваемые товары, а также приемы и способы, с помощью которых они продаются. Если магазин или торговая сеть планируют устроить распродажу, то препятствий для этого нет. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: