«Кто смолоду сознается, что ему трудно?»

statics/images/arcticles/042022/27042022xd155cde7.jpg
Май 1982-го. На снимке - делегаты XIX съезда ВЛКСМ: ученица Мяксинской школы О. Смирнова, Т. Бокарева, механизатор из Устюжны А. Гулин, продавец Великоустюгского горторга Н. Маркова, подручный сталевара ЧМЗ В. Паньшин.

Мы продолжаем рассказывать о том, как сложились судьбы героев публикаций наших прошлых лет. В том числе и тех, для кого «Красный Север» дал своеобразную путевку во взрослую жизнь. 

«Безотчетный романтизм»

В мае 1982 года на первой полосе «КС» была опубликована фотография вологодских делегатов только что открывшегося в Москве XIX съезда ВЛКСМ. Чуть ниже шли модные тогда «Рапорты съезду» и «Хроника комсомольских дел», а прямо под ними, в рубрике «Представляем делегата», шел небольшой очерк «Та самая Татьяна». 

Речь в нем шла о молодой доярке из колхоза «Родина» Вологодского района Татьяне Бокаревой, о которой до этого наша газета писала как минимум дважды. Дело в том, что в конце 70-х Татьяна была среди выпускников Огарковской школы, когда вся девичья половина класса приняла решение идти работать на ферму. Об этом почине юных сельских девушек тогда много говорили по радио и писали в газетах. Естественно, не прошел мимо этой темы и «Красный Север», тем более что сразу несколько выпускниц того огарковского класса стали впоследствии лауреатами весьма престижной в 80-е годы премии Ленинского комсомола.

Правда, вскоре выяснилось, что «прижиться» на ферме Татьяна смогла лишь со второй попытки. Об этом в публикации «КС» 40-летней давности было написано так: «Таня не сразу поверила в свое призвание, хотя поначалу казалось, что все у нее складывается как нельзя лучше. Девушка быстро освоилась на ферме, стала добиваться успехов. Но потом вдруг заговорил в ней безотчетный юношеский романтизм: поступила в городское ПТУ, где учат работать с металлом. Вскоре поняла, что это не то, к чему лежит ее душа. И практику проходила на животноводческой ферме у себя в колхозе. А затем и вообще вернулась туда. Насовсем».

Дальше по законам советской журналистики тех лет шло подробное перечисление наставников молодой доярки. Мол, во многом благодаря им «совсем юная, недавно покинувшая школьную скамью девчонка получает по 4 000 и более килограммов молока от одной коровы, а их у нее около полусотни, да еще успевает справляться с общественными делами».

Завершалась же та публикация такими словами: «Трудно ли ей?! Наверняка бывает. Но кто смолоду сознается, даже если и очень трудно? Встала на смену к трем утра, телят напоила, коров подошла надоила, вот и притомилась. Да только виду не подала. Такой уж у нее характер - самостоятельный!»

Вернулась насовсем 

Спустя четыре десятилетия мы снова нашли Татьяну Бокареву (пусть теперь у нее и другая фамилия, по мужу) и выяснили, что та журналистская фраза про «вернулась туда насовсем» во многом оказалась пророческой. Отработав 38 лет в родной для себя «Родине» и выйдя на заслуженный отдых, наша героиня живет все там же, в Огаркове. 

- Первые 15 лет действительно отработала в хозяйстве дояркой, точнее - оператором машинного доения, - вспоминает Татьяна Геннадьевна. - Наш колхоз всегда считался передовым, и в начале 80-х в нем уже установили доильные аппараты, а вот автоматической кормораздачи еще не было, сено буренкам сами подгребали. Но сначала делили его на кучки между доярками. Ведь каждая была заинтересована в своих показателях по надоям.

Кстати, те давние надои в «Родине» (в среднем по 4 000 литров молока от каждой буренки в год) не идут ни в какое сравнение с нынешними, десяти- и даже одиннадцатитысячными! Молочная отрасль на Вологодчине за четыре прошедших десятилетия действительно сделала несколько огромных шагов вперед. Но тогда, по меркам 80-х, это были настоящие молочные реки. Неудивительно, что Татьяна Бокарева неоднократно становилась победителем и призером районных, а потом и областных конкурсов профессионального мастерства среди доярок. 

Плюсом к ее работоспособности стали и заложенные природой организаторские качества. В начале 80-х молодого активного передовика производства, избранного в районный Совет народных депутатов, стали продвигать и по комсомольской линии. Татьяна Геннадьевна стала участницей сразу двух всесоюзных комсомольских съездов - XIX и XX, пять лет была членом ЦК ВЛКСМ, участвовала во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в составе официальных молодежных делегаций съездила в Минск и в некогда социалистическую Венгрию.

Но комсомольским аппаратчиком тем не менее никогда не являлась. Продолжала трудиться обычной дояркой, выбираясь в свои комсомольские поездки, как правило, в счет отпусков или отгулов. Вот и замуж вышла за местного работящего парня: ее Николай (к сожалению, полгода назад он ушел из жизни) трудился в колхозе механизатором. 

Сама Татьяна после 15 лет «в доярках» стала бригадиром на ферме, потом еще почти два десятилетия работала в колхозном цехе по розливу минеральной воды. Выйдя на заслуженный отдых и не привыкнув сидеть без дела, стала принимать активное участие в работе поселковой ветеранской организации. Рукодельничать особо не любит: говорит, что шить и вязать не хватает терпения, зато продолжает выполнять личную продовольственную программу. У нее на подворье - 12 курочек. 

- Я из тех людей, про которых говорят: где родилась, там и пригодилась, - сказала нам на прощание Татьяна Геннадьевна. 

- В жизни много всего произошло - и хорошего, и не очень. Но я счастлива, что осталась на родной земле. Без Вологодчины себя не представляю.

«Красный Север» 105 лет Юбилей Судьбы и люди

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: