Кризису вопреки

statics/images/arcticles/072025/02072025x239851ea.jpg
В рамках визита губернатора Георгия Филимонова на ЧФМК Илья Коротков рассказал о планах по модернизации предприятия и поддержке социальной сферы.
Фото пресс-службы главы региона

ЧФМК не намерен останавливать модернизацию и планирует сохранить рабочие места 

В нынешнем году АО «Череповецкий ФМК» ждут серьезные изменения в плане модернизации производства. Почему компания не сворачивает инвестиции в это сложное для экономики время, какой курс доллара выгоден сегодня для экспортеров, какие меры поддержки лесная отрасль ждет от государства, как будет выстраиваться партнерство с областью, а также насколько достоверны слухи о возможной продаже комбината - эти и другие темы мы обсудили с членом Совета директоров АО «ЧФМК» Ильей Коротковым. 

Долгосрочные планы

- Илья Евгеньевич, в рамках недавнего ПМЭФ ведущие эксперты страны дискутировали о том, в каком состоянии сейчас находится российская экономика. Не будем говорить за все отрасли, но как бы вы оценили ситуацию в лесном комплексе: похолодание, рецессия, идеальный шторм или как-то иначе?

- Сегодня мы столкнулись со всеми признаками кризиса. Первое - это неплатежи в экономике, стремительный рост дебиторской задолженности по всем видам продукции. А денег нет потому, что нет продаж на должном уровне и выручка предприятий сокращается. Высокая ключевая ставка, установленная Банком России, привела к тому, что в стране очень серьезно упало потребление. За этим следует снижение объемов производства, поскольку работать на склад бесконечно тоже невозможно. 

40%

достигает доля внутреннего рынка в портфеле заказов АО «ЧФМК». В последние два года российский рынок активно развивался, росли цены и объемы выпуска. Но нынешний год ознаменовался кризисом, когда стройка практически заморожена, спрос на продукцию ЛПК снижается.

- Зачастую в условиях кризиса предприятия идут на оптимизацию персонала, сокращение инвестпрограммы. Какую стратегию в этих условиях выбрала для себя компания?

- Мы урезаем наши затраты, но не планируем сокращений или перехода на четырехдневную рабочую неделю. Мы намерены работать и сохранить рабочие места на период этого кризиса. Хотя неизвестно, сколько он может продолжаться по времени. Кроме того, мы не планируем урезать и принятую долгосрочную инвестпрограмму. Заявленные ранее проекты на нашей череповецкой площадке - модернизация фанерного производства и строительство нового цеха ламинирования, а также наши совместные планы с ГК «Вологодские лесопромышленники» по реконструкции производства ДСП на Шекснинском комбинате древесных плит стоимостью 8,5 миллиарда рублей - будут продолжены. Смысла их приостанавливать никакого нет. Иначе можно просто забыть о развитии компании. К тому же эти проекты - часть долгосрочной стратегии развития комбината. Кризис так или иначе закончится. И в выигрыше окажутся те компании, которые смогут предложить на рынке продукцию с улучшенными потребительскими свойствами и высокий сервис. 

- На днях на ЧФМК запустили производство топливных брикетов. Вас не смущает, что основным потребителем российского биотоплива сегодня осталась, по сути, только Южная Корея?

- Это небольшое производство, нацеленное на то, чтобы переработать березовую пыль в высококачественные брикеты. Это позволяет получить очень хороший эффект при их горении. Наши брикеты будут реализовываться прежде всего в России и странах СНГ. А также объемы производства у нас не такие большие, чтобы выходить с ними на глобальные рынки. 

Перспективные рынки

- Даже в условиях действующих ограничений комбинат продолжает экспортировать свою продукцию во многие страны, включая Китай и Египет. Получается, что, несмотря на введенные санкции, лесная отрасль по-прежнему остается экспортно ориентированной?

- Потребление продукции деревопереработки внутри России, к сожалению, не такое большое. А лесная отрасль у нас современная, модернизированная и динамично развивающаяся. По крайней мере, таковой она была последние 30 лет. Поэтому наши предприятия могут предлагать качественный товар в большом количестве. До санкционных ограничений мы экспортировали свою продукцию в более чем 35 стран. Сейчас эта цифра упала. Но мы продолжаем работать с Северной Америкой, с Ближним Востоком, Средней и Юго-Восточной Азией. И потихонечку начинаем осваивать африканский рынок.

- Каким для вас был бы комфортным курс рубля по отношению к доллару?

- Нужно прямо говорить о том, что сейчас экспорт практически всей продукции деревопереработки убыточен. Поскольку в условиях санкций мы оказались на низкомаржинальных рынках с невысокими ценами. Да еще курс доллара снизился с начала года более чем на 20%. Но нам необходимо сохранять свое присутствие на экспортных рынках для того, чтобы просто не потерять своих клиентов. Такой рентабельности экспортных поставок, как раньше, в ближайшее время не будет. При низких ценах на нашу продукцию в России издержки в руб­лях только растут. Поэтому то, что мы сейчас видим с курсом, - это, по сути, убийство всех экспортно ориентированных отраслей. Справедливый курс, по моему мнению, должен составлять 90 - 100 рублей за доллар. При этом если затраты будут расти, то вместе с ними должен расти и курс валют. Надо понимать, что российская экономика всегда была экспортно ориентированной, и медленное ослабление рубля необходимо для того, чтобы предприятия могли зарабатывать деньги, развиваться, индексировать заработные платы сотрудникам. 

Самый важный капитал

- Насколько в этих условиях для ЛПК важна государственная поддержка? И какие меры предприятия ждут прежде всего?

- Мы всегда ждем одну меру поддержки, которая себя уже хорошо зарекомендовала. Это транспортная субсидия для поставок продукции на экспорт. И в той сложной ситуации, в которой оказались наши предприятия, она позволяла бы компенсировать дополнительные издержки при поставках товаров на новые рынки сбыта и сохранять рентабельность производства. Наша компания, как и многие другие, два года принимала участие в конкурсе на получение этой поддержки. Но, к сожалению, с 2022 года объемы субсидий для отрасли неуклонно снижаются. Если мы начинали с 25 миллиардов рублей, то в нынешнем году на эту меру поддержки предусмотрено порядка пяти миллиардов рублей, что, конечно же, очень мало. Мы на всех площадках, выставках, форумах, встречах с правительством постоянно говорим о том, что надо вернуть этот инструмент обратно. Он реально работающий, прозрачный и понятный. Этот целевой продукт, который помогает предприятиям выживать. 

- Какие направления государственно-частного партнерства обсуждались в ходе недавней рабочей поездки на ЧФМК губернатора области?

- За нашей компанией сохранились объекты социальной сферы - стадион, профилакторий, которые мы продолжаем содержать и развивать в меру своих возможностей. Несмотря на то, что с точки зрения бизнеса они убыточные. Мы стремимся сделать наши социальные объекты лучше, интереснее, доступнее в плане предоставления услуг. И для этого нам необходима кооперация с областными и местными властями. И мы с губернатором Георгием Филимоновым обсуждали, как можем друг другу помочь. Во-первых, государству решить социальные задачи, которые перед ним стоят. Во-вторых, как это можно сделать на базе наших социальных активов. Для этого мы предлагаем использовать их совместно с городом и областью. Это и называется партнерством. 
Социальная политика компании не ограничивается только Череповцом. Во всех районах присутствия компании идет такая работа с местными органами власти. Это делается для того, чтобы создать комфортную среду с высоким качеством медицинских, образовательных, спортивных услуг на отдельно взятой территории.

- Руководство ЧФМК заявляло о том, что для него важно не только обеспечить финансовое благополучие сотрудников, но и дать им возможность развиваться. Как на практике реализуется этот тезис?

- Мы всегда говорим о том, что человек - это самый важный капитал и главная инвестиция. Поэтому сейчас мы разработали очень много программ, в том числе социальной поддержки сотрудников: медицинское страхование, субсидирование улучшения жилищных условий и так далее. Мы запускаем сейчас различные проекты именно карьерного роста в компании - от школ мастеров до программ обучения, в том числе получения высшего образования за счет предприятия. Люди верят в предприятие и остаются с нами на протяжении многих лет. А мы в свою очередь инвестируем в их образование. 

- То, что мы с вами обсудили, не очень вяжется с той информацией, которая появляется в различных источниках, о возможной продаже комбината.

- ЧФМК продолжает расти и развиваться. Сегодня мы, как никогда, финансово сильны за счет того, что в группе компаний действует много разных предприятий, наш бизнес диверсифицирован. И мы не останавливаемся на достигнутом, а планируем реализовывать новые инвестпроекты, которые тоже обсуждали с губернатором. Поэтому нужно не слушать то, что болтают злые языки, а верить фактам и официальным источникам информации. 
 

ЧФМК Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: