Когда студенты начнут учиться по уникальной системе?

statics/images/arcticles/062022/29062022x0ed8689d.jpg
Пока студенты учатся по двухступенчатой системе - бакалавриат и магистратура, но скоро будет представлен новый вариант.
Фото Даниила Зинченко

Россия намерена выйти из Болонской системы высшего образования и разработать свою уникальную, не имеющую аналогов в мире. Эта новость, озвученная министром науки, уже вызвала в обществе бурные споры. Одни эксперты говорят, что давно и повсеместно пора вернуть специалитет, другие предрекают трудности преподавателям и студентам. Абитуриентам-2022 беспокоиться точно не о чем, успокаивают ректоры ведущих вузов Вологодчины. Своим мнением о грядущей реформе они поделились с читателями «КС».

Надежды не оправдались 

Болонская система образования, напомним, зародилась в 1999 году, когда министры 29 стран подписали соответствующую декларацию (это произошло в Болонском университете, отсюда и название). Страны-участники (а сейчас их 49) договорились разделить высшее образование на две ступени: магистратуру и бакалавриат (дальше для желающих - интернатура и докторантура) и взаимно признавать соответствующие дипломы. Скажем, выпускник, получивший степень бакалавра в Австрии, может поступить в магистратуру в Чехии, Дании, Германии или другом государстве - участнике Болонского процесса.

Россия в эту международную образовательную систему влилась в 2003 году. Чуть позже в школах ввели ЕГЭ, а в вузах вместо специалистов (пять-шесть лет обучения) стали готовить бакалавров (четыре года учебы) и магистров (плюс еще два года). Со временем эксперты забеспокоились: успехи реформы далеки от ожиданий. Российские дипломы за рубежом по-прежнему признаются не слишком охотно, обмен студентами идет вяло, научные степени дискриминируются, а вузы в полной мере не вписываются в европейское научное пространство. В итоге этой весной глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом», а депутаты Госдумы объявили о старте работ над выходом России из процесса. 

Что это значит, пояснил Дмитрий Афанась­ев - бывший ректор ЧГУ, а ныне замминистра науки и высшего образования страны. По его словам, возвращения к советской системе обучения не будет. Речь идет о формировании новой национальной «гибридной» модели, которая учтет и позитивный опыт прошлого, и лучшие наработки последних лет. В итоге решение, по какой системе учить студентов - двухступенчатой (бакалавриат и магистратура) или одноступенчатой (специалитет), - будет принято для каждой области образования отдельно, приводит слова Афанасьева «Российская газета».

«Не надо изобретать велосипед»

- Реформа вузам, конечно, нужна, но революция в этой сфере вряд ли случится. Система образования (в том числе высшего) не терпит быстрых перемен: для этого она слишком консервативна и инерционна в хорошем смысле этого слова, - говорит ректор Вологодской ГМХА, кандидат технических наук Николай Малков. - Международная двухуровневая система эффективно прижилась далеко не везде, поэтому в ряде российских вузов и по отдельным направлениям, думаю, есть смысл ее оставить. А вот для подготовки специалистов в отраслях экономики, которые дают валовый продукт, лучше создать свою модель, позаимствовав все лучшее, что было в высшей школе советских времен.

Николай Гурьевич вспоминает: сам он в 1982 году окончил Вологодский молочный институт по специальности «инженер-механик сельского хозяйства». Его однокашники с технологического факультета (их готовили для пищевой и молочной отраслей) вышли с дипломами инженеров-технологов. И эта приставка «инженер» очень много значила. Работодатели были уверены: новоиспеченные специалисты могут не только грамотно эксплуатировать оборудование и выпускать качественный продукт, но и конструировать узлы и агрегаты, улучшать технологический процесс.
- Прежняя система обучения, которую мы называем советской, разумеется, имела свои плюсы. Это пять лет непрерывного образования, куда входило вполне достаточное количество предметов и различных практик (в том числе на производстве). Другими словами, программа была хорошо скомпонованной, универсальной, - рассказывает Николай Малков. 

С переходом на бакалавриат (в Вологодской ГМХА это произошло в 2011 году) студентов стали учить четыре года вместо пяти. Нынешние механики могут по-прежнему хорошо обслуживать технику, а технологи - выпускать сыр и масло, но для качественного развития этих отраслей знаний, увы, недостаточно. «Добрать» их можно в магистратуре, но там на сто бакалавров всего лишь 10 бюджетных мест. Что же касается специалитета, то в вузе он остался лишь для подготовки ветврачей: эту профессию, как и раньше, молодежь осваивает пять лет.

- Изобретать велосипед не надо: нужно взять лучшее и важное для национальной системы образования, - говорит ректор академии. - Вариантов может быть много: четыре с половиной года плюс полтора, пять лет плюс год либо вовсе шестилетняя непрерывная магистратура. По большому счету, все это детали, главное, чтобы вузы готовили вдумчивых мыслящих специалистов, «заточенных» под требования работодателя и способных развивать свою отрасль. И еще: я не сторонник ЕГЭ. Для абитуриентов лучше вернуть привычные с советских лет вступительные экзамены. 

Без права на ошибку

- Причин для недовольства Болонской системой довольно много. Какие из них станут определяющими для траектории будущих преобразований, пока еще судить рано, - делится кандидат исторических наук, ректор Вологодского государственного университета, председатель Совета ректоров области Вячеслав Приятелев. - Уверен, что нас ждет не очень быстрый процесс экспертных дискуссий, и, надеюсь, лишь после этого будет найдено взвешенное оптимальное решение.

Он подчеркивает: как бы мы ни относились к Болонской системе, важно понимать, что именно она в течение долгих лет определяла существование всей системы высшего образования в России. В ее рамки были «упакованы» все образовательные стандарты и программы, учебные планы, подготовка кадров в целом. Поэтому нужно тщательно «рассортировать», от чего следует отказаться, а что надо сохранить как уже реально действующие механизмы. 

Нельзя забывать и о том, что Болонская система сегодня влияет на многие правовые, экономические и социальные вопросы в рамках профессиональных отношений во всех сферах. С двумя уровнями высшего образования согласуются подходы, закрепленные в профессиональных стандартах, а также в квалификационных требованиях при замещении самых разных должностей (особенно это касается государственных и муниципальных организаций). Вопросы повышения квалификации и профессионального развития кадров тоже непосредственно связаны с системой высшего образования. А это важно не только для вузовского сообщества.

Справка

• В новом учебном году количество бюджетных мест в вузах страны увеличится до 588 044, что больше прошлогоднего на 11,5 тысячи. Таким образом, учиться бесплатно смогут более 64% выпускников школ.

• Приоритетными направлениями подготовки станут инженерно-технические, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные специальности. 

• Для поступающих из Донбасса созданы специальные условия. Они могут подать заявление в любой вуз в любом регионе страны, прием - по результатам собеседования.

• У абитуриентов в этом году есть возможность выбрать несколько предметов и использовать лучший результат ЕГЭ: приемная комиссия зачтет максимальный балл.

• В качестве индивидуальных достижений будет учитываться не только золотой знак ГТО, но и серебряный, и бронзовый. 

• При отсутствии удостоверения их можно подтвердить заверенной выпиской из приказа Минспорта России. 

• Вузы принимают документы тремя способами: лично, по почте и в электронной форме. Российские абитуриенты, зарегистрированные на портале госуслуг, могут сделать это через суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

- Трансформация такой огромной системы - всегда непростое дело, - уверен Вячеслав Викторович. - Масштабы нашей страны тоже накладывают свой отпечаток. Чем спонтаннее и скоропалительнее решения, тем выше риск допустить ошибку. Но мы не можем себе этого позволить.

Ректор ЧГУ, кандидат филологических наук Екатерина Целикова убеждена: при создании новой современной системы высшего образования нужно сохранить принцип открытости, наращивать сотрудничество с дружественными нам зарубежными партнерами, привлекать иностранных абитуриентов и при этом сделать упор на фундаментальность образования, как это было в советской системе. 

- Сложные сферы и сложная производственная деятельность требуют фундаментальной сложной подготовки, поэтому и учить студентов нужно более четырех лет, а для этого нужно перестраивать программы. С другой стороны, работодатели хотят быстрой подготовки специалистов, реальность диктует сокращение сроков обучения. Таким образом, в построении новой системы должна быть заложена гибкость, но эти гибкие стандарты не должны часто меняться, - говорит Екатерина Викторовна. - Сейчас стране нужны не просто специалисты, а творцы, умеющие проектировать, разрабатывать, мыслить иначе. Кроме того, они должны быть воспитаны с учетом национальных ориентиров и ценностей. 

Новую модель обучения обсуждали 27 июня депутаты, ректоры вузов и преподаватели со всей страны на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Многие участники выступили с критикой Болонской системы, рекомендовав вернуть специалитет как приоритетную форму по ряду направлений подготовки. Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий предложил дать вузам больше автономии для выбора траектории обучения. А президент РУДН Владимир Филиппов предостерег, что отказ российских вузов от международных стандартов может оттолкнуть студентов из стран СНГ, Китая и Индии. В итоге презентацию новой национальной системы высшего образования назначили на осень, сообщает kommersant.ru.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: