Киностудии за колючей проволокой

Три вологодские колонии представили работы на всероссийский фестиваль фильмов, созданных осужденными. Проводится он уже в седьмой раз и называется «Быть добру!». Именно так - с восклицательным знаком… Добро должно быть с кулаками, и не иначе? Мысль, честно говоря, не бесспорная. 
К счастью, вологодские фильмы о кулаках - даже добрых - не говорят ничего. Наверное, потому, что авторы прекрасно знают, чего кулаками чаще всего добиваются. Разговор в фильмах идет о милосердии и участии, доброте и взаимопомощи - то есть о вещах, важных, разумеется, не только в неволе. Но за колючей проволокой их значение особенное.
«Капли», «Учительница», «Нам каждый миг добра приятен» - так называются фильмы, сделанные осужденными вологодских женских колоний № 1 и № 2, а также шекснинской мужской № 12. Затрагивают их авторы и вопросы веры. Храмы, часовни, молельные комнаты сейчас есть в каждой вологодской колонии, и это не архитектурная особенность, не дань времени. Церковь в колонии стала частью жизни здешних обитателей, и хочется думать - неотъемлемой частью. В фильмах храмы появляются не раз, в одном сюжете с комментарием выступает священник.
Интересно, можно ли понять, где эти фильмы сделаны, если переодеть героев, убрать специфические интерьеры, не перебивать действие длинными панорамами высоких заборов, оплетенных колючей проволокой? 
Вот, например, сюжет о девушке, которая пела в церковном хоре, а потом перестала это делать. Не потому, что времени не хватает или голос сел; героиня размышляет, достойна ли она участвовать в богослужении, готова ли ее душа к тому, чтобы не механически транслировать песнопения, а исполнять их молитвенно, проникновенно. Вроде бы - где еще с такой проблемой встретишься? Но стоит подумать, и становится ясно, что это - та же проблема охлаждения к церковной службе (модное словцо такое есть - выгорание), с которой сталкиваются многие по обе стороны колючей проволоки. Проблема, окрашенная своеобразной спецификой, - но все-таки та же самая.
Кино - искусство в большой степени техническое. И хотя сейчас сделать видеосъемку позволяет даже мобильный телефон, все-таки фильм без более-менее приличной видеокамеры невозможен. Работы, представленные вологодскими осужденными, различны с точки зрения технического обеспечения, мастерства - но взгляды-то на жизнь у авторов схожи. И смотрят они вовсе не исподлобья. Фильмы делали люди, которые понимают: для жизни в любом месте, на воле или в заточении, нужны вера, добро, сочувствие к окружающим. В основе каждого кинофильма лежит какая-то история - иногда выдуманная, чаще - реальная, как про ту девушку с клироса. Авторы своими работами напоминают прописные истины - и себе, и зрителям. Но ведь от повторения они истинами быть не перестают. 
Уже сам факт съемок за колючей проволокой может удивить народ: что ж теперь не сидеть, там еще для них и киностудии пооткрывали... Ну, киностудия - громко, конечно, сказано; понятно, что ни профессиональным оборудованием, ни обученными кадрами колонии не располагают. Зато видеокамеры есть в любой из них. Это раньше достижением цивилизации выглядели ватман и цветные карандаши, тогда у свежего номера стенгазеты народ стоял подолгу - вчитываясь, обсуждая, обдумывая. В эпоху планшетов и айфонов стенгазеты выглядят смешно, но и нынешняя техника используется не для демонстрации современных достижений, а чтобы снова и снова сказать себе и другим: «Жить надо по-человечески»…

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: