Каждую ночь молились за тех, кто на фронте

statics/images/arcticles/052020/18052020xb7e9095c.jpg
Александр Ганичев.
Вот, казалось бы, уже идет семьдесят пятая годовщина со дня подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, но для наших бабушек и дедушек это вовсе не так много. Они до сих пор не могут забыть, как ждали писем с фронта от своих родственников, как с невероятным волнением слушали оглашение списков погибших, как молились каждую ночь за своих. Это было словно вчера.
«Светлый праздник со слезами на глазах» - им по праву гордятся каждый житель нашей страны и все, для кого Великая Отечественная война - не просто факт истории, но еще и незаживающая рана. Сейчас мы слушаем неспешные рассказы о войне, рассматриваем уже истертые и выгоревшие фронтовые письма, но даже не всегда представляем, насколько это дорого для каждой семьи.
Одно из таких писем-треугольников сохранилось и в нашей семье. Его написал мой прапрадедушка Александр Иванович Ганичев. Он участник Великой Оте­чественной войны с июля 1941-го по сентябрь 1944 года. Адресовано письмо жене Груне и дочерям Римме и Нине. Их любимый муж и папа рассказывает о том, что переживает в минуты между боями. Дедушка написал его 9 мая 1944 года ровно за год до Победы.
 
 
Это письмо Александр Иванович написал 9 мая 1944 года ровно за год до победы.
Он послал привет своим родным и сообщил, что получил от них весточку, и один вопрос никак не мог оставить его в покое: жена Груня заболела. «Ах, ты бы знала, какие я переносил чувства на своем сердце, когда читал твое письмо, если бы был я один, то плакал бы…» - писал он. Но плакать нельзя, потому как мужчине проявлять слабость непозволительно. К тому же вокруг - начальники. Александр Иванович понимал, что вся нагрузка, все тяготы жизни легли на плечи его бедной жены. Кроме как на нее, ему надеяться больше не на кого: надо детей поднимать.
«Как мне тебя жаль… Хотелось бы еще пожить, и прижать тебя к своему сердцу, и крепко-крепко поцеловать, ведь уже я, Груня, нахожусь в разлуке с тобой два с половиной года, да под какой опасной жизнью». 
Быть на войне - словно стоять на краю обрыва: никогда не знаешь, что с тобой будет через пять минут.
Вокруг обстрелы, шум от падающих и взрывающихся снарядов, а мысли все о семье: «Я-то - пустяки, а вот девочки без тебя пропадут… Они еще молоды, особенно Римма… Ее еще учить и учить, чтобы она была счастливая. Она у нас девочка проворная, умная, хозяйственная…».
Александр Иванович понимал, что вряд ли жена и дети расскажут в письме обо всех трудностях, с которыми они столкнулись, именно поэтому писал: «Я советую, Груня, тебе поменьше расстраиваться… Ты поправляйся и питайся получше, не жалей ничего, продай мое, что есть, и покупай, и поправляйся, ведь жизнь и здоровье дороже всего на свете. Помрем, и все улетит, нашим трудом нажитое, прахом. Если приду да здоров, то наживем».
Соскучился мой дедушка по родным сильно: понимал, что сейчас, наверное, самый сложный период в их жизни, а всему виной - война, «и приходится переносить все тяжести и невзгоды». Радует только то, что все живы, а также помогает отвлечься красота, окружающая его: «Все утонуло в цветах… Расцвели яблоки, сливы, абрикосы, вишня… В общем, пахнет ароматами… Вот такие сады гибнут от врага… Жаль, а что делать?»
Война заставила людей защищать все, что дорого: Родину, семью, землю. Установка одна - «биться до последней капли крови и победить врага, и добить проклятого». 
Во время Великой Отечественной войны у Красной Армии были и успехи, и поражения. Но вера в победу над врагом жила в каждом советском человеке, находившемся на фронте или в тылу: «Победим! Оно, конечно, так и будет, но придется еще крепко повоевать!»
И это была не просто установка Главнокомандующего, а моральный принцип, впечатавшийся в сознание человека, патриота и воина. Эта вера в великую победу сопровождала наших воинов каждую секунду. Именно она помогала находить силы и идти в бой, воевать за Родину, за народ, за себя и побеждать. 
Мой прапрадедушка все-таки вернулся с войны. Живой! Но долго и счастливо жить под мирным небом ему не удалось: Александр Иванович Ганичев стал инвалидом первой группы, был демобилизован. Уже в 1947 году он умер от тяжелых последствий ранения. Его сын Николай, выпускник школы 
№ 1 Череповца, тоже принимал участие в военных действиях: служил в пограничных войсках, однако погиб в первый год войны в Бресте.
Вот так война ворвалась в нашу семью. Сохранившийся чуть выгоревший, полуистертый на сгибах треугольничек с датой «9 мая 1944 года» всякий раз напоминает, какою ценой завоеваны счастье и покой для нас, живущих уже в XXI веке, спустя 75 лет после того весеннего ликующего дня, когда вся страна захлебывалась в едином крике: «Победа!»
Анна ЧЕКАЛЕВА, ученица женской гуманитарной гимназии, Череповец
Читатель - газета Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: