«Карточный» долг или произвол?

statics/images/arcticles/032019/20032019x0f91ba14.jpg
Как правило, покупатели рассчитываются за бытовую технику и электронику банковскими картами, но они имеют право потребовать возврат наличными.
Фото с сайта pokupki.by
Потребители всего мира отказываются от наличных, пластиковые карты плотно вошли и в обиход среднестатистического россиянина. Из-за простоты и скорости таких платежей этот способ приобретает все большую популярность. Почему же иногда он становится препятствием и причиной конфликтов в отношениях между продавцом и покупателем?

Нет покупателя - нет проблем? 

В отделе мебели большого торгового центра вологжанке Марии Ковалевой понравился образец дивана за 18 тысяч рублей. Мама Галина Тимофеевна, сопровождавшая ее, выбор одобрила. Дочка оформила заказ на свое имя, подписала договор, но покупку оплатила мама пластиковой картой. 
В назначенное время диван привезли, но вскоре в нем обнаружился дефект: вылез пружинный блок. Предъявить претензию магазину Маша не успела: в результате тяжелой болезни она ушла из жизни. 
Галина Тимофеевна долго не могла оправиться от шока, но потихоньку начала приходить в себя, приводить в порядок квартиру и дела дочери. Решила сдать бракованный диван обратно в магазин. 
Она написала заявление, указав в нем реквизиты своего банковского счета для перевода денег. Однако магазин в требовании отказал: мол, вы не являетесь собственником имущества дочери, и деньги можем передать вам только в рамках наследственного дела. 
Выяснилось, что Галина Тимофеевна в наследство не вступала: особого имущества, кроме мелких предметов обихода, у дочери не было, и она пропустила сроки принятия наследства. 
- Что же мне теперь делать? Просто так простить магазину брак и 15 тысяч рублей? - с таким вопросом обратилась женщина в общество по защите прав потребителей. - Или все же восстанавливать свое право на наследство? 
- Этот процесс небыстрый, трудоемкий. Кроме того, есть другие наследники, в том числе несовершеннолетние, с которыми по закону придется поделиться, - не порадовали ее правозащитники, но предложили другой способ отстаивания своих прав. 
Несмотря на то, что есть бумажный документ - договор, фиксирующий отношения между продавцом и дочерью, товар оплатила мать, а значит, фактически она является покупателем. Поэтому, если Галина Тимофеевна обратится повторно с аналогичным заявлением от своего имени, то магазин обязан возвратить деньги. В противном случае она может обратиться в суд.

Подарок с претензией 

На 8 Марта вологжанин Григорий купил в подарок жене кольцо за 38 тысяч рублей, оплатив его банковской картой. Однако дорогой подарок недолго радовал женщину: она заметила, что бриллиант непрочно закреплен в оправе. Казалось бы, проблем с возвратом товара быть не должно. Проблема была в другом: муж срочно уезжал в длительную командировку, и идти в магазин вручать продавцам заявление времени у него не было.
- Заявление-то я написал, указал расчетный счет, на который нужно перевести деньги, но признают ли в магазине этот документ, примут ли его у жены?- сомневается Григорий. 
Да, к категории «потребитель» Закон «О защите прав потребителей» относит не только тех, кто покупает товар, но и тех, кто его использует. Но исходя из норм Гражданского Кодекса и потребительского законодательства расторгнуть договор купли-продажи может только тот, кто его заключал. Если оплата товара произведена наличными деньгами и идентифицировать покупателя невозможно, главным документом, подтверждающим договор купли-продажи, является чек, и вопросов с удовлетворением законных требований того, кто его предъявил, быть не должно. Если же оплата прошла банковским переводом, то сумма возвращается конкретно тому, кто заплатил деньги. Поэтому магазин вправе отказать «постороннему лицу» в удовлетворении требований. 
Как же поступить в такой ситуации? Самым простым выходом была бы нотариально заверенная доверенность на имя жены, дающая ей право действовать от имени мужа. Но он этого тоже не успел сделать.
- Григорий уехал надолго. А вдруг к тому времени торговая точка закроется? - не на шутку расстроена женщина, решив все же отнести заявление в магазин. К ее удивлению, и заявление, и кольцо у нее приняли, пообещав провести экспертизу и в течение 10 дней дать ответ. 

В аптеку через банкомат

Ирина заказала в аптеке дорогое лекарство, которое обещали доставить через несколько дней, но попросили внести предоплату. Девушка выложила из кошелька тысячу рублей, ей выдали квитанцию. В назначенный срок она пришла за заказом, протянула продавцу пластиковую карту, чтобы заплатить остальные деньги. 
- Только наличными! – категорически отказалась принять ее продавец. - Мы не можем нарушать порядок осуществления расчетов: если вы внесли часть суммы наличными деньгами, то и дальше должны платить тем же способом. 
Лекарство требовалось срочно. Девушка и так ехала за ним с другого конца города, а теперь ей вдобавок пришлось искать банкомат и выстоять около него очередь.
- Права ли фармацевт? - спрашивает она. 
- Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает никаких ограничений в способе расчетов за покупки, и право его выбора принадлежит потребителю. Накладывать на него исходя из ведомственных интересов дополнительные обязательства продавцы или исполнители услуг не имеют права, - считает специалист отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Вологодской области Сергей Капустин. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: