Какие барьеры мы должны преодолеть вместе

3 декабря отмечался Международный день инвалидов, учрежденный в 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она призвала проводить в этот день мероприятия, напоминающие о проблемах инвалидов. Главная цель - обеспечить для них постоянную социальную защиту и поддержку, а также равные возможности. 
О том, какие проблемы необходимо решать на этом непростом пути как самим инвалидам, так и всему обществу, мы беседуем с директором областного реабилитационного центра «Преодоление» Светланой Дудоровой. 
- Светлана Юрьевна, сегодня в числе главных задач, которые необходимо решить в этой сфере, называют создание безбарьерной (или доступной) среды. Это действительно самое главное?
- Если говорить о доступной среде, то для меня на первом месте стоит не та, которая в общепринятом понимании предполагает обеспечение зданий и помещений пандусами, поручнями, подъемниками и так далее. В первую очередь это возможность для инвалидов жить полноценной жизнью, учиться, работать, общаться, путешествовать… Словом, делать все, что делает любой другой человек. И хотя равные права инвалидов в России сегодня обеспечены законодательно, реальность еще далека от того, чтобы реализовать их на практике. И самый главный барьер состоит в неготовности общества принять человека с инвалидностью как равного.
- Наверное, и сами инвалиды стараются, скажем так, держаться подальше от общества, поскольку имеют негативный опыт?
- До недавнего времени ребенок-инвалид, а наш центр работает именно с ними, был практически изолирован. В лучшем случае он учился на дому, и круг его общения был ограничен родными. Говорить о социализации в таких условиях не приходится. Сегодня большинство детей-инвалидов посещают реабилитационные центры. Наша задача состоит не только в том, чтобы заниматься физической и психологической реабилитацией, но и, главное, в том, чтобы подготовить ребенка к жизни.
Очевидно, что здесь необходимо работать как с самими детьми с ограниченными возможностями и их родителями, так и с теми, с кем они общаются. Нам удается сделать в этом направлении немало. 
Первое - мы тесно сотрудничаем с детскими садами, которые посещают здоровые дети. Это сотрудничество ведется на протяжении многих лет: воспитанники детских садов вместе с воспитателями приезжают в наш центр, в свою очередь, наши подопечные регулярно становятся их гостями. Мы проводим совместные мероприятия, позволяющие детям общаться, ближе узнавать друг друга. Различия между здоровым ребенком и ребенком-инвалидом сильно преувеличены, потому что, глядя, как они общаются, зачастую даже сложно догадаться, кто есть кто. Дети очень быстро находят общий язык, и чем раньше они начнут общаться, тем успешнее будет результат.
Я всегда говорю: «Наш центр - это стартовая площадка!» После реабилитации у нас дети, как правило, уходят в обычные детские сады и школы. Очень важно на этом этапе поддержать и детей, и родителей, поэтому если у наших ребят случаются какие-то проблемы, туда выходят психологи центра. Но перед этим мы проводим еще и подготовительную работу: встречаемся с воспитателями, педагогами и рассказываем им об особенностях нашего ребенка.
- А есть ли сложности с устройством ребенка-инвалида или ребенка с особенностями развития в обычные детские сады и школы?
- Могу однозначно утверждать, что в Череповце подобных проблем нет. Другое дело, если ребенок физически не может посещать детский сад или школу. У нас в городе сейчас восемь таких ребят, они проходят реабилитацию на дому, но даже при этом круг их общения не ограничен лишь членами семьи. В нынешнем году для этих деток открылась даже «детсадовская» группа, и к ним приходят воспитатели из обычного детского сада, их навещают наши воспитатели, психологи, волонтеры. Они общаются с ребятами, устраивают для них концерты, занимаются рукоделием…
При центре созданы адапта­ционно-интегрированные группы (или группы общения). Знаете, как они появились? Как-то ко мне пришла женщина, живущая неподалеку от нашего центра. Она рассказала о том, что у нее двое детей-погодков и она очень хочет, чтобы они общались с нашими ребятами. 
Эта женщина наблюдала картину, когда мамочки из окрестных домов забрали своих малышей с детской площадки, как только там появились наши дети. Ее больно ранило их поведение. Она объединила вокруг себя еще нескольких молодых мамочек с детьми, и так у нас появилась первая группа общения. Теперь их уже много. В центр приходят мамы со своими здоровыми детьми, они общаются, играют, вместе занимаются, например, кулинарией и даже ходят в кино. Потому что одной маме ребенка-инвалида это трудно, она боится, что может не справиться, боится осуждающих взглядов, словом, всего боится. А вот когда они все вместе, эти страхи и переживания уходят.
- Но это скорее исключение, чем правило. Вспомните истории о том, как маму с ребенком-инвалидом попросили покинуть кафе или как родители учеников возмутились, что учительница привела в класс свою дочь-инвалида, да тех же мамочек, которые поспешили увести своих детей с детской площадки, как только там появились ваши подопечные…
- Безусловно, я уже сказала, что главная проблема не в детях - они открыты для общения. Главная проблема - взрослые, мамы и папы, которые считают, что общение с ребенком-инвалидом может как-то травмировать их ребенка. Поэтому мы выходим на родительские собрания в детские сады, школы, общаемся с родителями, говорим, как нам важна их помощь. Ведь именно они должны объяснить своим детям, что инвалиды нуждаются в нашей помощи и поддержке. Нам не раз приходилось исправлять ситуации в классе, где учится ребенок-инвалид. Причем, как правило, нагнетают подобные конфликты родители, и это очень огорчает. 
Очевидно, что мы уже приблизились к инклюзивному образованию, то есть совместному пребыванию детей с ограниченными возможностями здоровья с остальными детьми. Это, безусловно, процесс не быстрый и не простой, но, я уверена, обратного хода не будет.
А еще мы рассказываем, как именно можно взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями. Кстати, как раз об этом сейчас говорят участники семинара, который у нас проходит. Этому посвящены и специальные памятки «Правила общения с людьми с инвалидностью», которые подготовили наши специалисты, их мы распространяем среди родителей в школах, детских садах, вузах.
- Что, на ваш взгляд, главное для создания толерантного отношения к инвалидам в обществе? 
- Для меня ответ очевиден: признать, что такая проблема есть, говорить о ней. Я никогда не поверю, что родители, которые возражают против присутствия ребенка-инвалида в классе или в группе детского сада, - какие-то лишенные сострадания монстры. Просто они плохо информированы, им кажется, что это может отразиться на психике их детей. На самом деле общение с инвалидами,  в частности, с детьми-инвалидами, нужно в первую очередь именно здоровым детям. Чтобы они научились сострадать, помогать, поддерживать тех, кто слабее, и, главное, ценить собственное здоровье и те возможности, которые у них есть. Дети-инвалиды в этом отношении могут стать для них примером стойкости характера, умения пре­одолевать трудности и достигать поставленной цели.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: