Как семья учителей из Устюжны приютила жену писателя Куприна

В 1936 году после окончания Ленинградского пединститута молодые супруги Валентина Константиновна и Алексей Иванович Бересневы по распределению приехали в Устюжну. Поселилась семья в частном доме по улице Красных Зорь, где прожила более 30 лет. Это были талантливые педагоги, внесшие значительный вклад в дело народного образования района, являясь примером интеллигентности, стойкости и высокого патриотизма. 
 «Отец - обыкновенный советский учитель, которого не обошли ни беды, ни заблуждения эпохи. Он был человеком нестандартным, думающим, творческим, - пишет в книге «Жизнь Алексея Береснева. 1909-1985 годы» его сын Юрий. - Из дневников и писем я постарался выбрать такие строки, которые в наибольшей степени отражают настроение и суть событий того времени».
Когда началась Великая Отечественная война, Алексея Ивановича несколько раз призывали на фронт, а потом возвращали. В конце 1941 года онф был на оборонительных работах. Со стороны Тихвина приближался фронт. Высоко в небе летали немецкие разведчики. По тревоге с пожарной каланчи надо было лезть в «бомбоубежище» - щель, выкопанную в каждом огороде. Устюжну не бомбили. К счастью, немцы до города не дошли, их остановили в районе Тихвина.
Стихи Алексей Иванович писал с юности. И в годы войны - тоже:
Поэзия! Я забывал ее...
Нет, нет! Не так!
Здесь слово не такое.
Не забывал, не оставлял в покое,
А был не в силах:
Время было злое,
И очень скудное житье.
(Октябрь 1942 г.)
«Начался голод, - вспоминает сын Юрий. - Запасов не осталось, купить было ничего нельзя. На двоих с матерью мы получали кусочек хлеба. Я ослабел, но мать пыталась оторвать от своей порции, чтобы спасти меня. Помогло то, что в колхозе «Имени 13-й годовщины Октября» для детей давали немного молока. В 1941-м и до лета 1942 года было очень голодно. Я еле ходил, хотя мне отдавали последнее. А отцу с его большим ростом пришлось совсем плохо. Чтобы как-то кормиться, он нанимался летом косить траву в деревню. Там его немного кормили. Я ждал, когда папа придет домой и принесет «картофник». Часами стоял на углу у аптеки и смотрел вдаль на дорогу, дожидаясь отца. В бритвенном стаканчике размятую картошку отец заливал молоком и запекал в русской печи. Это было верхом гурманства. Летом отец пытался делать конфеты из корней лопуха, которые содержат сахар. Он их резал на кусочки и запекал в печке. Получалась сладковатая тянучка. Кроме еды необходимо было и тепло. Учителям выделяли делянки в лесу, где рубили сухостой и сплавляли до города по Мологе на плотах».
Из записи в дневнике Алексея Ивановича Береснева: «Вчера с удовольствием слушал «Патетическую сонату» Бетховена и даже забыл, что есть хочется. Могу свидетельствовать против мнения, будто кто в нужде - тому не до красоты. Вздор! Если сосредоточиться на одной нужде, жизнь станет невыносимой».
Однажды, когда Валентина Константиновна шла с работы домой, на крыльце столовой в центре города увидела высокую старуху, вид которой привлек ее внимание. Это была Мария Карловна Куприна-Иорданская - первая жена писателя Александра Куприна. Когда-то до революции она вместе с Куприным была в Устюжне и подолгу гостила в имении Батюшковых в Даниловском. Вынужденная эвакуироваться из Москвы, она приехала в Устюжну, так как здесь жили Давыдовы - родственники ее приемной матери. По какой-то причине они не приняли Марию Карловну, и Валентина Константиновна предложила ей поселиться в квартире Бересневых.
«Мария Карловна очень близко сошлась с моими родителями, - вспоминает Юрий Береснев. - Обычно вечерами пили чай с «таком» и говорили, говорили. Молодым учителям литературы было страшно интересно послушать человека, близко знавшего Куприна, Чехова, Горького, Бунина, Леонида Андреева. А Марии Карловне было приятно общаться с благодарными слушателями».
В ноябре 1943 года Куприна-Иорданская вернулась в Москву, откуда несколько раз писала длинные письма. Перед отъездом сделала семье Бересневых ценный подарок - колокольчик наполеоновских времен, подаренный Куприну его другом Федором Батюшковым, внучатым племянником поэта Константина Батюшкова и хозяином имения в Даниловском. К колокольчику Мария Карловна приложила удостоверяющую запись. Сейчас он находится в музее Батюшковых и Куприна в Даниловском. Это единственный подлинный экспонат, сохранившийся со времен Константина Батюшкова. 
В 2003 году в апрельских номерах устюженской газеты «Вперед» были напечатаны интересные воспоминания бывших учеников педагогов Бересневых, которые учились у них в послевоенные годы.
После смерти Валентины Константиновны в 1969 году Алексей Иванович женился на Таисии Прокопьевне Праховой, моей маме. Мы жили в Соколе, на лето уезжали в любимую Устюжну. Я с теплотой и уважением вспоминаю большого уютного человека, внесшего в жизнь нашей семьи много нового, интересного, доброго. В 1980 году Алексей Иванович вместе со своей библиотекой переехал в Сокол, навсегда попрощавшись с Устюжной. С мамой они прожили 16 счастливых лет.
Настоящий русский интеллигент, Алексей Иванович стремился жить полезно, интересно, делать людям добро, был человеком внепартийным, со стойкой неприязнью к карьеристам и лизоблюдам.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: