Как мы с братом выжили в концлагере

Уважаемая редакция, читатели газеты! Решила открыть вам душу в дни великого праздника Победы и накануне собственного юбилея - в июне мне исполнится 80 лет. Около 40 лет отработала в сельском хозяйстве агрономом и экономистом. Родилась и живу я в Оште - единственном уголке Вологодчины, где долгих два года восемь месяцев шли бои в годы войны.
Наша семья Аристаровых была разбросана по Карелии, Пскову и Мурманской области. Но в сентябре 41-го в большом доме в деревне Поздняково собралось более 20 человек нашей родни. За старшую была наша бабушка Марья Александровна. Мне было шесть лет, в июле 1941 года родился брат Валерий. Папу Владимира Андреевича отправили на фронт 24 июня, в самом начале войны. Истребительный батальон, организовывавший эвакуацию жителей села (районного центра Оштинского), приказал уходить в тыл на север, восток и в леса. Нас же из 20 человек было 11 детей, один мужчина-инвалид и женщины. А бои шли уже в 18 километрах от нас. 
Маму со мной и трехмесячным Валерой бабушка увела в охотничью избушку, а сама ушла за продуктами в Ошту, которая уже горела. По доносу из соседней деревни Левино Ленинградской области к нам в избушку пришли фашисты и угнали сначала пешком в Вознесенье (что на Свири), а потом в концлагерь. Нас с мамой и другими родными пригнали в лагерь № 3 на окраине Петрозаводска. Он был окружен колючей проволокой, на вышках стояли часовые. 
Жестокие 1941 и 1942 годы унесли из нашей родни шестерых человек. Иван Горбачев был расстрелян за побег, погибла из-за смерти четырехлетнего сына и его жена Анна. Галя Аристарова - племянница папы - сошла с ума, с голоду умерли тетки и дядя Вася. Я не знаю, как мы с братом выжили. Мама получала паек: ржаная мука - на неделю по кружке, картофелина в день, мерзлая капуста. Из муки варили баланду, картошку ломтиками пекли на плите. Воду брали из канав, лишь в 1943 году нас стали под конвоем водить за водой на озеро.
Финны относились к нам как к скотам. Особенно их раздражали дети. Их за малейшую провинность били плетками через соленую тряпку. При подходе к «колючке» в людей просто стреляли. 
Освободили нас в июне 1944 года войска Красной Армии, которым помогали карельские партизаны. Всего в Карелии было создано 10 концлагерей, где содержались 25 тысяч заключенных, в основном славяне, и многие с детьми.
Петрозаводску присвоили звание «Город воинской славы», и заслуженно. Я в каждый юбилей освобождения Карелии езжу в Петрозаводск по приглашению Карельского союза бывших малолетних узников концлагерей. Была и в 2014 году. Со всего бывшего СССР нас приехало 54 человека, были белорусы, украинцы, эстонец. Из Вологодской области приехала я одна. Много народу прибыло из Ленинградской и Нижегородской областей. 
Пока мы живы, будем рассказывать молодежи об ужасах тех прожитых лет. Тем более что многие хотят исказить историю нашей Победы. Надо поддерживать с соседями, в том числе и с Финляндией, нормальные отношения, но не быть слишком доверчивыми. 
Мы были на приеме у губернатора Карелии Худилайнена, где мы представляли 16 организаций бывших узников. Я передала приветствие и от нашего губернатора Олега Кувшинникова, пригласила главу Карелии в Вытегорский район осмот-реть Оштинский мемориал. Этим заинтересовалась и глава Видлицкого поселения Олонецкого района Архангельской области.
Пора бы и у нас в районе и области организовать общество бывших узников концлагерей. Мы еще можем помочь воспитать новое поколение в любви к Родине и ненависти к фашизму. В школах этому сейчас уделяется мало внимания, а мы ведь не вечные.
Желаю успеха моей любимой газете!
Зоя КОШЕЧКО (АРИСТАРОВА), село Ошта, Вытегорский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: