Как будет работать лесная отрасль в новых условиях

statics/images/arcticles/122022/28122022x5a76d65e.jpg
Одна из основных задач, которую в ближайшее время необходимо решить предприятиям лесного комплекса страны, - импортозамещение техники и комплектующих.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/122022/28122022x6f209584.jpg
Гостям выставки презентовали уникальные дома из CLT-панелей.

Снижение объемов заготовки леса и выпуска готовой продукции, эмбарго на экспорт в страны Европы, поиск новых рынков сбыта и возросшие транспортные издержки - в таких новых реалиях вынужден работать лесной комплекс после вступления в силу в июле этого года пятого пакета санкций со стороны Евросоюза. Эта тема стала центральной в рамках прошедшего на минувшей неделе в Вологде международного форума «Российский лес». 

Пятый пакет

Вступивший в силу 10 июля нынешнего года пятый санкционный пакет наложил запрет на поставку российской продукции деревопереработки на европейский рынок. Этот шаг стал серьезным ударом для предприятий лесной отрасли, и прежде всего - Северо-Запада России, у которых ЕС традиционно был одним из ключевых потребителей. 

- В 2021 году ежегодный объем производства пиломатериалов, фанеры, древесных плит, шпона в стране составил более 63 миллионов кубических метров. Из них 51% (или более 32 миллионов кубометров) был экспортирован, причем на Китай приходилось 37%, на Европу - 38%, и 25% - на остальные страны. Потребление внутреннего рынка составляло 49%, или чуть больше 31 миллиона кубометров. При этом переориентация выпавших объемов экспорта из недружественных стран на восточные рынки становится экономически нецелесообразной ввиду снижения закупочных цен - с одной стороны, и кратного роста транспортных затрат - с другой, - констатировал заместитель председателя Совета Федерации, председатель Совета по вопросам развития лесного комплекса РФ при верхней палате парламента Юрий Воробьев. - В свою очередь, внутренний рынок не может компенсировать выпадающих объемов. Все это уже негативным образом сказалось на отрасли. Наблюдается затаривание складов готовой продукции, что вызвало снижение объемов производства от 9 до 27% по пиломатериалам, древесным плитам, пеллетам, шпону и фанере. 

- Введенные геополитические и экономические ограничения серьезно отразились на деятельности нашей компании. Нарушились логистические цепочки, что оказало влияние на сроки и способы доставки продукции. Кроме того, ЕС ввел запрет на поставки российской древесины, а США увеличили до 50% пошлину на российскую фанеру. Международные системы сертификации FSC и PEFC при­остановили действия сертификатов, что сделало невозможным отгрузки в европейские страны любой лесопродукции из России. Для восстановления нормального режима работы наша компания активно занимается поиском новых рынков сбыта и выстраиванием новых логистических цепочек, - пояснил директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель. 

Лесопромышленный комплекс Вологодской области также традиционно был экспортно ориентированным. Причем предприятия региона уже давно делают ставку на экспорт не круглого леса, а продукцию глубокой переработки, благо за последние 10 лет показатель обработки древесины на Вологодчине вырос на 15% и составляет сейчас 76%. В общей сложности продукция лесопромышленного комплекса Вологодской области поставлялась более чем в 50 стран мира, причем более половины ее экспортных поставок отгружалось как раз в страны Евросоюза.

В связи с этим эмбарго на поставки на этот рынок привело к снижению объемов заготовки древесины с рекордных 18,1 миллиона кубометров в прошлом году до 14,5 миллиона в нынешнем (минус 20%). Производство пиломатериалов сократилось на 7,8% - до 1,66 миллиона кубометров, плит ДСП - на 3,2%: до 1 016 тысяч кубометров. Но, пожалуй, самым пострадавшим оказалось производство фанеры, показавшее по сравнению с прошлым годом снижение в целом по области на 20% - до 
283 тысяч кубометров. 

Наиболее пострадавшие

К слову, такая же картина наблюдается и в целом по стране. 

- Фанерное производство оказалось одной из самых пострадавших отраслей из всего лесопромышленного комплекса. В общей сложности оказалось потеряно более 50% рынка этой продукции. По объемам выпуска фанеры мы оказались ниже уровня 2010 года, когда производственные мощности, напомню, были в полтора раза меньше, чем сейчас. Ничего удивительного в этом нет, поскольку большинство стран, куда отгружалась российская фанера, относится к разряду недружественных, - отметил генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов. 

- В странах ЕС мы потеряли порядка 30 - 40% наших продаж. Плюс к этому еще около 15% предприятие лишилось в странах Северной Америки в связи с введением заградительных пошлин и отсутствием возможности транспортировки на эти рынки. В целом объем производства ЧФМК сократился в пределах 40 - 50%. Что касается лесозаготовки, то конкретно наша компания не снижает объемов, и мы не планируем этого делать для того, чтобы обеспечить себя сырьем. Но объем закупа древесины на рынке предприятие значительно снизило, - рассказал «КС» генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков.

Введенные антироссийские санкции серьезно отразились и на пеллетном производстве, поскольку львиная доля всех выпускаемых на Северо-Западе топливных гранул также отгружалась в страны Евросоюза. До недавнего времени ситуацию спасала Турция, которая с введением ограничений превратилась в одного из ведущих покупателей российских пеллет. Точнее, через эту страну российское топливо транзитом шло на Запад. Но, как отметил в своем выступлении генеральный директор ведущей лесопромышленной компании Архангельской области ООО «ГК УЛК» Владимир Буторин, в последние недели европейские чиновники ужесточили контроль над Турцией, и этот канал реализации российских топливных гранул также перестал работать. 

- После введенных антироссийских санкций УЛК уже была вынуждена сократить полторы тысячи человек. Из-за проблем с логистикой и дефицитом подвижного состава мы были вынуждены полностью закрыть завод в Пестове Новгородской области. В 2023 году мы снижаем объемы заготовки леса, останавливаем три пеллетных завода и ожидаем, что выручка компании сократится в 2,5-3 раза. Нам пришлось остановить реализацию лесопромышленных проектов в Арктике, так как все европейские поставщики отказались поставлять нам оборудование и даже возвращать аванс. Я уверен, что большинство лесопромышленных предприятий находится в еще более худших условиях, - подчеркнул бизнесмен. 

Геополитика влияет

Проблемы в торговых взаимоотношениях возникли и с Египтом. Снижение экспорта в эту страну вызвано проблемами с оплатой поставленной продукции из-за особенностей валютного регулирования, усугубленных перенасыщенностью рынка аналогичной продукцией из других стран. Представители лесной отрасли надеются на решение этого вопроса на уровне правительств двух государств. 

- Влияние на объемы производства ЛПК в текущем году оказали как геополитические факторы - запрет импорта лесопродукции из России странами Европы, - так и экономические: это существенное увеличение транспортных расходов в три - пять раз, снижение стоимости товара в Китае, укрепление курса рубля. На все это накладываются проблемы с поставкой техники и запчастей, увеличение стоимости топлива и так далее, в связи с чем многие лесопромышленные предприятия не только значительно снизили объемы производства, но и вынуждены выводить работников на простой вплоть до сокращения. При этом значительная часть лесопромышленных предприятий является градообразующими не только для населенных пунктов, но и для целых районов, - отметил, в свою очередь, председатель Совета директоров «ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин.

Принявшие участие в работе форума эксперты - сенаторы, депутаты, лесопромышленники - пришли к однозначному выводу: необходимо принять комплекс мер по поддержке отрасли. В противном случае не исключена остановка дея­тельности предприятий ЛПК, что может привести к росту безработицы и социальной напряженности. Кроме того, вынужденная остановка компаний повлечет в том числе снижение доходов в бюджет. 

Второй вывод: несмотря на все сложности и ограничения лесной комплекс продемонстрировал достаточный запас прочности.

- Согласно прогнозам лесная отрасль может начать восстанавливаться уже в 2024 году. В связи с этим мы говорим не о тотальном кризисе, а о том, чтобы на эти год-полтора разработать эффективные меры по адаптации бизнеса, помощь в освоении новых рынков и решение логистических проблем. Самый срочный вопрос, который нужно решить, - это снятие внутренних санкций с нашего бизнеса. К таковым я в том числе отношу и запрет транзита пиломатериалов в дружественные страны «ЕАЭС плюс», - считает вице-президент ПАО «ГК «Сегежа групп» Николай Иванов.


Экспорту создадут транспортные коридоры

В сложившихся экономических условиях в лесной отрасли идут процесс переформатирования, поиск новых рынков сбыта, выстраивание логистических цепочек, поиск
новых поставщиков оборудования и техники, расходных и комплектующих материалов.

Предприятия ЛПК, в том числе Вологодской области, начали переориентироваться на внутренний рынок, а также налаживать новые контакты с потребителями из стран Азии, Ближнего Востока - Индии, Ирана и так далее. При переориентации поставок с запада на восток компании лесной отрасли столкнулись с целым рядом проблем - 
от нехватки подвижного состава до кратно возросших издержек на транспортировку грузов. 

- После введения эмбарго для нас закрылся рынок пиломатериалов Европы. При этом у нас остались рынки Китая, Кореи, Египта, Израиля, СНГ, да и внутренний рынок никуда не делся. Именно на эти рынки мы и переориентировали поставки пиломатериалов. И здесь на первый план вышла логистика - как по стоимости, так и по физической пропускной способности РЖД и портов на юге и Дальнем Востоке страны. Именно она является основным фактором, сдерживающим отгрузки пиломатериалов, - отметил председатель Совета директоров ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин.

- Единственной эффективной федеральной мерой поддержки для нас стало субсидирование транспортных расходов по перевозке экспорта. Но суммы, которые выделяются на эти цели, недостаточные. При этом транспортные издержки серьезно выросли, и финансирование по субсидиям необходимо увеличивать. Это нужно для того, чтобы предприятия могли обеспечивать себя заказами и работать хотя бы с нулевой рентабельностью, - считает генеральный директор ЧФМК Илья Коротков. 

Компенсация транспортных издержек, по мнению лесопромышленников, также позволит повысить конкурентоспособность продукции российской деревопереработки на азиатских рынках. Пока же доставка морем грузов из Европы в Китай обходится в несколько раз дешевле, чем из нашей страны.

Кроме того, производители Северо-Запада выступают за развитие водных путей Волго-Балта, а также активного использования порта Санкт-Петербурга для поставок продукции на экспорт. Поскольку железнодорожное направление в восточном направлении перегружено, представители РЖД предлагают лесопромышленным компаниям воспользоваться новыми транспортными маршрутами: Транскаспийским (через Астрахань, Азербайджан и до портов Ирана) и Восточным (через Казахстан, Туркмению и до иранских портов Персидского залива). 

Все эти вопросы обсуждались в рамках «круглого стола» «Новые направления транспортной логистики», прошедшего в рамках «Российского леса». 


Изменение логистики


 

ЛПК

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: