Главное - не упустить время!
Закон предоставляет потребителю возможность вернуть в магазин технически сложный товар с недостатками, избежав ремонта, а также продлить его службу далеко за пределами гарантийного срока. Но при определенных условиях.
15 суток для возврата
Вологжанка Валентина Ивановна давно хотела приобрести фитнес-браслет. Она, в прошлом спортсменка, переживала, что с возрастом забросила занятия физической культурой. Надеялась, что «умный» гаджет не только станет для нее мотивацией к их возобновлению, самодисциплине, но и поможет контролировать физиологические параметры. Консультанты в магазине бытовой техники и электроники помогли выбрать «самый лучший» фитнес-браслет за 6 490 рублей.
«Будешь свободная, бегущая, продуктивная!» - обещала реклама. Сам наручный прибор тоже сулил многое: не только считать шаги, но и, будучи водонепроницаемым, метры при плавании в бассейне, отслеживать уровень физической активности, количество потраченных калорий, насыщение крови кислородом, подобрать точную и полную картину здоровья вне зависимости от того, чем занимаешься - ездой на велосипеде, плаваньем, бегом. Он обладал функциями мониторинга сна, контроля пульса и артериального давления.
Браслет Валентина приобрела и не пожалела: каждое утро «летела» на пробежку, купила абонементы в фитнес-центр, бассейн и была очень довольна электронным помощником. Но недолго. Вскоре она заметила, что он часто требует зарядки, читаемость дисплея ухудшается при ярком свете, а шагомер считает шаги, как при ходьбе, даже если хозяйка браслета сидит на стуле. Водонепроницаемость его, возможность погружения под воду на 50 метров, заявленная производителем, тоже оказалась мифом. Уже после принятия первого душа на сенсорном экране появился конденсат, и пока вода не исчезла, он отказывался работать. Несколько раз подвел будильник, обещавший будить вибрациями на руке, но женщина их не почувствовала. В конце концов экран вообще перестал что-либо показывать, и покупательница обратилась в магазин, попросив вернуть деньги за некачественный гаджет. Проверка качества подтвердила наличие недостатков, однако в просьбе заявительнице отказали.
- Поскольку товар относится к категории технически сложного, сдать его можно только при обнаружении существенного недостатка, - объяснили представители юридической службы торгового предприятия, ссылаясь на ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Существенным недостатком считается тот, устранение которого невозможно либо для этого требуются значительное время и денежные затраты. Специалисты техслужбы утверждали, что все алгоритмы повышенной точности в электронном устройстве можно откорректировать, и предложили провести гарантийный ремонт.
Но, больше не доверяя фитнес-браслету, Валентина предложение не приняла и обратилась за советом к специалистам организации по защите прав потребителей.
- Когда вы подали заявление на возврат? - первый вопрос, который задали они.
Посчитали - на двенадцатый день после покупки.
В п. 1 ст. 18 Закона говорится: если недостаток в технически сложном товаре выявился в течение первых пятнадцати дней с момента передачи его потребителю, он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар либо предъявить требование о его замене.
Об этом положении закона представители торгующей стороны предпочли умолчать. Пришлось им о нем напомнить. В итоге деньги за некачественный товар Валентине были возвращены в досудебном порядке.
Готов к дальнейшей службе
Андрей Геннадьевич купил смартфон за 52 000 рублей с годовой гарантией.
Но через 2,5 года телефон перестал включаться.
- Ничем не можем помочь, - отфутболили его в магазине. - Гарантия кончилась, ремонтируйте за свой счет.
Связываться с ремонтом, уплатив столь большие деньги за товар, покупателю было обидно. В технической документации он прочитал, что, помимо гарантийного срока на изделие, установлен срок службы пять лет. Это значит, что производитель товара длительного пользования продолжает нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, в том числе ремонт и техническое обслуживание товара, выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара, а в случае снятия его с производства - в течение срока службы. Если срок службы не установлен, покупатель имеет право предъявлять требования в течение 10 лет со дня передачи товара. Если день передачи уже установить не удается - со дня его выпуска. Возврат денег или замена товара на другой возможны, но только в случае обнаружения существенного (неустранимого) дефекта.
Потребителю пришлось провести независимую экспертизу, которая показала, что вышел из строя аккумулятор (дефект устранимый) и смартфон ремонту подлежит. На его проведение законом отводится 20 дней, но претензию в этом случае потребитель предъявляет не продавцу, а изготовителю (уполномоченной организации). Андрей переадресовал свое требование, и специалисты авторизированного центра компании-производителя произвели безвозмездный ремонт смартфона, полностью заменив ключевой компонент, обеспечивающий питание. Андрей сообщил, что телефон ожил и стал работать стабильно.
Комментарии (0)