Гаджеты не научат детей разговаривать

statics/images/arcticles/122021/22122021x7b495ceb.jpg
К школьному возрасту без помощи врачей задержки речи усугубятся, а общение только с гаджетами заметно ухудшит ситуацию.
Фото Игоря Аксеновского

«Задержка речевого развития» - количество детей с таким диагнозом растет год от года. По статистике, этой патологией сегодня страдает от трех до десяти процентов малышей. Объяснение есть, говорят врачи. Родители стали меньше общаться со своими чадами: петь им колыбельные, читать сказки, играть. Им проще включить телевизор, дать ребенку планшет или смартфон, не задумываясь, что это грозит большими проблемами.

Все индивидуально

Проблемы с речью у ребенка можно заподозрить, если он начинает разговаривать позже, чем это положено по возрастной норме. При этом один малыш упорно молчит, другой не выговаривает конкретные звуки, третий «глотает» слоги и слова, четвертый не может построить фразу. 

Врачи отмечают: причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть биологическими. К примеру, сложная беременность и роды у мамы, недоношенность младенца, перенесенные им инфекции, ослабленный иммунитет, поражение центральной нервной системы и мозга, нарушение интеллекта, тугоухость и глухота. К социальным факторам относится педагогическая запущенность: когда ребенок в семье растет сам по себе и с ним никто не занимается. А может быть, напротив, виновата гиперопека, когда мама малышу и слова не дает сказать, предугадывая желания.

Заголовок блока

● В полтора-два месяца малыш гулит, в четыре-пять - лепечет, а в годик произносит до 10 простых слов (мама, папа, дай, на, ням-ням) и понимает около 200 (так называемый пассивный словарь).

● В два года словарный запас ребенка насчитывает от 50 до 100 слов, в речи появляются простые фразы и вопросы. 

● В три года малыши уже знают около 1 200 слов, называют свой пол, возраст, имена родителей, говорят фразами, употребляют прилагательные и глаголы, могут рассказать маленький стишок, 
их понимают посторонние люди. 

● В четыре года ребенок учится соединять предложения по смыслу в небольшой простой рассказ. Появляются вопросы «Зачем?» и «Почему?»

● В пять лет малыш способен описать, что он видел и слышал (монолог), и выговаривает все звуки, кроме «р».

Чаще всего диагноз «задержка речевого развития» ставится у детей до трех лет, хотя тревожные признаки можно заметить уже на первом году жизни малыша (любопытно, что мальчики отстают в речи в четыре раза чаще девочек). Родителей должно насторожить, если младенец не гулит и не лепечет (или делает этой крайне редко), при обращении к нему не фиксирует взгляд на погремушках, а также неловок моторно: не держит голову, не переворачивается, не сидит. Стоит забеспокоиться, если в полтора-два годика ребенок не пытается повторять услышанные слова, не произносит их сам, не выполняет просьбы, а в три года выдает разве что заученные фразы. Все это - повод обратиться к педиатру, а тот уже направит малыша к неврологу или логопеду. Пускать на самотек проблему нельзя: чем раньше начать лечение, тем лучше для ребенка. В противном случае ему грозят задержки психического развития и социальные трудности: уже с семи лет в школе у него нарушатся чтение и письмо, а дальше проблемы будут нарастать, как снежный ком.

«Почему он не разговаривает?»

В детской областной больнице Вологды ежегодно лечатся около 230 детей и подростков с ЗРР. В последние десятилетия ситуация, по словам медиков, обострилась: бывает, ребенок пяти-шести лет владеет только бытовой речью («дай», «пить», «есть»), не умеет играть, а по лестнице может подняться лишь приставным шагом.

Все взаимосвязано, вот почему с маленькими пациентами в больнице занимается целая команда - до восьми узких специалистов. Невролог оценивает состояние центральной нервной системы и двигательной сферы. Дальше за дело берутся психолог, дефектолог, логопед и даже музыкальный работник. В комплексное лечение, как правило, входят физиопроцедуры, массаж, лечебная физкультура, музыка и, конечно, занятия с логопедом. 

- Бывает, родители приходят на прием к врачу, а ребенок в это время сидит, уткнувшись в гаджеты. «Почему он не разговаривает?» - беспокоится мама. Так и хочется спросить ее: «А с кем ребенку разговаривать? С телефоном?» - сетует Ольга Сладкова, логопед Вологодской областной детской больницы. - У малыша, занятого гаджетами, нет мотивации к говорению, а вот когда ему показываешь игрушки, он оживляется, проявляет интерес, включается в игру. Игровая деятельность - это самое важное для детей до семи лет, и этому их надо учить (сами они играть не умеют). На бытовом игровом материале малыш, как правило, и начинает осваивать речь. 

Логопед ведет занятия тоже в форме игры: для пальчиков (моторики), для дыхания. Он дает задание на дом закрепить материал: заштриховать или закрасить картинку, провести гимнастику для языка. И вот тут от родителей тоже многое зависит: у прилежных мам и малышей успехи в лечении, как правило, лучше, делятся медики.

- На быстрый результат в большинстве случаев рассчитывать не стоит: коррекция речевого развития - процесс длительный и трудоемкий, - говорит Светлана Зубова, врач-невролог областной детской больницы. - Курс лечения в стационаре - 21 день, и если за это время наши пациенты научатся играть, перенося это на бытовые ситуации, - это уже победа (к примеру, дома ребенок молчал, а играя в мяч с логопедом, разговорился: «Тетя, кати!»). Когда включаются родители, шансы на успех растут. И, кстати, успешных примеров хватает: многие из юных вологжан, в свое время пролечившихся на наших «речевых» койках, сейчас имеют ученые степени, живут в Европе. 

Тяжелые случаи тоже, увы, бывают: у детей с умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями интеллекта. Но и у них благодаря специалистам формируются бытовой словарь, понимание на житейском уровне. Многие ребята потом учатся в коррекционных школах либо в классах с облегченной учебной программой. Они социализированы, а значит, медики справились с главной задачей - чтобы ребенок мог жить и общаться, обслуживать себя, не быть обузой для государства и родителей. 

- Мамам и папам надо жить жизнью детей и не говорить, что им некогда, - советует невролог Марина Волынина. - Даже с новорожденным младенцем нужно много разговаривать в течение дня. О чем - неважно, хоть лекцию по физике читать. Главное - фиксировать на себе внимание ребенка. Затем, когда он чуть подрастет, нужно петь ему колыбельные песни, читать книжки, учить двигаться, играть (к примеру, на детской площадке не просто присматривать, стоя рядом, а научить малыша печь куличики из песка, кидать мяч, взбираться на горку). И обязательно говорить обо всем: вот солнышко светит, вот одуванчик растет (это обогащает словарь). Даже короткую поездку из садика домой надо использовать для развития: по пути спросить ребенка, что он ел, ходил ли на прогулку, с кем играл, какая машина мимо проехала (так он проговорит все звуки алфавита). А вот гаджеты лучше свести к минимуму: без них малышу будет гораздо лучше.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: