Фосфогипс признали уникальным материалом для строительства дорог

statics/images/arcticles/082020/05082020xcb30a46b.jpg
Дороги, построенные с использование фосфогипса, могут эксплуатироваться без ремонта до 12 лет.
Технология «ФосАгро» по использованию фосфогипса в дорожном строительстве внесена в справочник Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA) по лучшим практикам применения этого материала в разных направлениях. В справочнике собран успешный мировой опыт по его применению и технологии, разработанные компаниями из Бельгии, Бразилии, Индии, Казахстана, Канады, Китая, Марокко и России.

Лучшие практики

Песок, гравий, шлак - эти привычные материалы используются сегодня для укрепления дорожного полотна. Вполне возможно, что скоро в модернизации транспортной инфраструктуры найдет широкое применение еще один - фосфогипс, побочный продукт при производстве фосфорной кислоты из апатитового концентрата. Технология использования фосфогипса внесена в справочник IFA. Причем перед публикацией все предоставленные материалы прошли тщательную экспертизу специалистов IFA. Для более детальной проработки вопроса ассоциация запрашивала и дополнительные материалы, которые рассматривались на заседании специальной рабочей группы.
- Это второе издание справочника по лучшим практикам применения фосфогипса в разных областях. И в отличие от первого издания, которое вышло в свет в январе 2016 года, в актуальной редакции справочника опыт применения дорожного фосфогипса нашел развернутое отражение. Это безусловное признание правильной и глубокой проработки всех аспектов применения фосфогипса: научно-методических, экологических, практических, эксплуатационных, - отметил заместитель руководителя аппарата генерального директора ПАО «ФосАгро», советник генерального директора 
АО «Апатит» Борис Левин.
Всего в разделе «Лучшие практики применения фосфогипса в дорожном строительстве» представлены две наработанные технологии: российская, которая успешно применяется в Саратовской области, и марокканская.
- Отечественная технология имеет одно явное преимущество - экологическую безопасность фосфогипса, произведенного Балаковским филиалом АО «Апатит» из апатитового концентрата, добытого в Мурманской области, который относится к числу наиболее чистых сырьевых ресурсов. На этот важный аспект обратили внимание эксперты рабочей группы IFA.Экологическая безопасность фосфогипса дорожного Балаковского филиала АО «Апатит» отражена в опубликованном в справочнике материале. Кроме того, на практических примерах показаны и экономическая эффективность применения фосфогипса, и удешевление строительства дорог, - заключил Борис Левин.

Дешевле и экологичнее

Представленная в справочнике технология строительства дорог с применением фосфогипса была разработана в рамках соглашения, заключенного компанией «Фос­Агро» с Саратовским государственным университетом им Н. Г. Чернышевского в 2015 году. В его рамках ученые провели полный комплекс исследований материала, оценку физических свойств и экологической безопасности, а также разработали технологию его применения в дорожном строительстве. Результатом работы стал стандарт организации строительства дорог с применением фосфогипса Балаковского филиала АО «Апатит». Этот документ был утвержден в декабре 2016 года Федеральным дорожным агентством «Росавтодор». В нем четко прописаны варианты устройства основания полотна автомобильных дорог из фосфогипса. Кроме того, в стандарт включены все заключения, в том числе и экологические (безопасность материала подтверждается результатами трех независимых экспертиз), а также дана характеристика самого материала и дорог, построенных с его использованием.
В настоящее время «ФосАгро» - единственная компания в России, обладающая полным пакетом разрешительных документов на использование фосфогипса в дорожном строительстве.
Причем преимущества от применения этого материала получает не только химический холдинг, который максимально использует вторичные ресурсы, расширяет рынок сбыта за счет дорожной отрасли, набравшей за последние годы благодаря реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» неплохие темпы развития. Пользу получают и дорожники, и самое главное - автомобилисты. Учитывая удешевление строительства, дорог будет больше, дорожная сеть станет более качественной, а значит, более безопасной.

В данный момент мы занимаемся созданием еще одного материала - обезвоженного дорожного фосфогипса. Его можно будет применять на достаточно удаленных от места производства участках. Сейчас фосфогипс перевозить на дальние расстояния в жаркую погоду затруднительно: он «схватывается». Хотя весной у нас был опыт отправки дорожного фосфогипса в Калужскую область в биг-бэгах. Эксперимент оказался удачным: материал сохранил свои свойства и мог быть использован в течение двух недель.

Сергей Коротковский,
начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна
Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского
Эксперты выяснили, что дорожное основание из фосфогипса несравнимо прочнее (до шести раз) и дешевле (в среднем на 20 - 30%) того, в котором используются песок и щебень. А максимальная выгода (до 100%) от применения фосфогипса проявляется при строительстве дорог четвертой и пятой категорий, то есть региональных, поселковых, внутригородских, местных. Поэтому эксперты видят в применении этой технологии возможность создания преимущественных условий для развития региональной дорожной сети.
Еще одно важное преимущество применения фосфогипса заключается в том, что им можно заместить природные материалы, прежде всего - фракционированный щебень и песок.

Высокие характеристики

К слову, в Саратовской области по разработанной технологии уже построено более 180 тысяч квадратных метров дорог. Все они показали высокие эксплуатационные характеристики, находятся в хорошем состоянии и используются в течение длительного времени без капитального и ямочного ремонтов. Как отмечается в справочнике IFA, дороги, построенные с использованием фосфогипса в основании дорожного полотна, могут без ремонта эксплуатироваться на протяжении не менее 12 лет.
- В данный момент мы занимаемся созданием еще одного материала - обезвоженного дорожного фосфогипса, - рассказал начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского Сергей Коротковский. - Его можно будет применять на достаточно удаленных от места производства участках. Сейчас фосфогипс перевозить на дальние расстояния в жаркую погоду затруднительно: он «схватывается». Хотя весной у нас был опыт отправки дорожного фосфогипса в Калужскую область в биг-бэгах. Эксперимент оказался удачным: материал сохранил свои свойства и мог быть использован в течение двух недель.
Обезвоженный дорожный фосфогипс можно будет перевозить на еще большие расстояния и использовать в течение года. Он будет также востребован при строительстве дорог различных категорий, укрепления оснований на участках с высоким залеганием грунтовых вод и в болотистых местностях. Кроме того, ведется работа над внесением изменений в стандарт организации дорог с использованием фосфогипса. Изменения нацелены на расширение сферы применения материала не только в дорожном строительстве, но и в технологии ресайклинга (укрепления или стабилизации грунтов), строительстве оснований.

Польза для аграриев

Как отмечают эксперты, еще одна сфера применения фосфогипса - это сельское хозяйство. Фосфогипс содержит в значимом количестве такие питательные вещества, как фосфор, сера, кальций, а также ряд микроэлементов.
Исследования показали, что применение фосфогипса в сельском хозяйстве способствует повышению плодородия почв и улучшению их состояния, а следовательно, и увеличению урожайности. Использование фосфогипса также позволяет снизить потребление природных ресурсов, что способствует охране окружающей среды.
Вопрос применения фосфогипса в сельском хозяйстве активно обсуждался на недавнем годовом собрании Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). В частности, было отмечено, что использование фосфогипса в качестве мелиоранта в России имеет хорошие перспективы. К примеру, «ФосАгро» активно применяет этот продукт при организации опытных полей в Саратовской области и доказывает эффективность его использования. А в марте нынешнего года использование фосфогипса в качестве мелиоранта было зафиксировано в соответствующем национальном стандарте Российской Федерации.
- По оценкам Российской ассоциации производителей удобрений, потребность в гипсовании сегодня испытывает около 
15 миллионов гектаров российских сельхозземель, - отметил исполнительный директор РАПУ Максим Кузнецов. - Мы рассчитываем, что государство поддержит отраслевую инициативу и включит гипсование в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса.
Мелиорация почв - важное направление в реализации планов Минсельхоза России по вводу в оборот новых земель сельхозназначения. Аналогичную задачу перед аграриями Вологодской области, напомним, ставит и руководство региона.
Химпром «ФосАгро»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: