Белозерская легенда украинской милиции

statics/images/arcticles/052018/16052018x51a72fa1.jpg
В 1944-м судьба привела Федора Мигунова (справа) в только что освобожденную Белоруссию. Рядом - его сослуживец, тоже уроженец Белозерска, Николай Сеничев.
statics/images/arcticles/052018/16052018x3f9cada8.jpg
Федор Мигунов. 1964 год.
Проследить послевоенную судьбу нашего земляка, начинавшего службу в белозерской милиции, а затем волею судьбы оказавшегося на Украине, помогла опубликованная в «Красном Севере» фотография. Оказалось, что, пройдя долгими дорогами войны в составе военной контрразведки - СМЕРШ, вологжанин почти четверть века прослужил в правоохранительных органах Днепропетровской области, став там настоящей легендой. 

О войне вспоминать не любил… 

В «КС» за 18 апреля 2018 года к 75-летию создания СМЕРШа была опубликована статья «Вологодские «смершевцы» били врага под Курском и под Витебском». Одной из иллюстраций к ней стала представленная военными историками фотография - офицеры военной контрразведки рядом со штабной машиной. Были известны дата и место съемки - 1944 год, Белоруссия. Однако информация о том, кто именно изображен на фото, отсутствовала.
Но буквально на второй день после выхода газеты в редакции раздался телефонный звонок от белозерского ветерана Александра Филина.
- Высокий офицер с капитанскими погонами - мой дядя, Федор Николаевич Мигунов, - рассказал Александр Владимирович. - По крайней мере, сходство с тем, каким я его запомнил, - 100-процентное! Мой родственник - уроженец белозерского края, до войны работал оперуполномоченным в местной милиции - тогдашнем отделе НКВД. Там же познакомился с моей тетей - Риммой Сергеевной, что тоже служила в этом ведомстве. Воевал, был в составе военной контрразведки, награжден орденом Красного Знамени. После войны был направлен работать в милицию на Украину, в крупный промышленный город Днепродзержинск. Несколько раз приезжал погостить на родину. Помню, как парил его березовым веником в белозерской бане. Мы общались еще два десятка лет, но затем связь прервалась. 
По словам Александра Филина, в 50-х годах на правах любимого племянника он сам несколько раз ездил в Днепродзержинск. Бывший капитан-фронтовик к тому времени был уже подполковником и работал начальником местной паспортной службы. О войне вспоминать не любил и никогда о ней не рассказывал. Было лишь известно, что после Белоруссии какое-то время ему пришлось провести на Северном Кавказе, где в середине 40-х велась беспощадная борьба с засевшими в горах бандитами. Напоминанием о тех временах стал трофейный клинок, висевший на ковре в днепродзержинской квартире Мигуновых.
Архивная информация о большинстве бывших военных контр­разведчиков все еще остается закрытой. Через электронные поисковые системы, посвященные участникам войны, нам удалось установить лишь дату рождения Федора Мигунова - ноябрь 1911-го - и то, что, даже выйдя на пенсию, он продолжал жить в Днепродзержинске. 

«Оборотень» из дамской комнаты

Знакомые украинские журналисты прислали нам фотографию бывшего вологжанина в последние годы его жизни и ссылку на оставленные им воспоминания о работе днепро­дзержинской милиции в 50-е годы. Именно тогда при участии Федора Николаевича удалось изобличить таинственного «оборотня», повадившегося на халяву затариваться закус­кой и выпивкой в единственном в ту пору городском ресторане. Как оказалось, переодевавшийся в дамское платье злоумышленник в парике приходил в питейное заведение перед самым его закрытием и прятался в женском туалете. Весь расчет был на то, что администратор-мужчина, по инструкции обязанный проверять все укромные места после закрытия, в дамскую комнату заходить стеснялся. 
Под утро, оставшись в одиночестве, воришка выходил на промысел. Но, прихватив несколько поллитровок, не спешил покидать помещение, а вновь прятался в женском туалете, где терпеливо ждал открытия ресторана, чтобы затем спокойно уйти. Поймать предприимчивого воришку удалось только на пятой «ходке»…
- Федор Мигунов проработал в городской милиции почти четверть века, - рассказал нам бывший днепродзержинский журналист Алексей Коваленко. - Многие в Каменском - а именно так теперь по воле нынешних киевских властей называется Днепродзержинск - его до сих пор хорошо помнят. Ведь какими бы ни были сейчас отношения между нашими странами, нормальные жители хороших людей не забывают. А ваш земляк и правда очень многое сделал для нашего города. 
Максим ВОЛОДИН
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: