Белая роза - эмблема столетнего юбилея

statics/images/arcticles/102022/12102022xbffed5da.jpg
Полина Коломийченко (Кузнецова) в день своего 100-летия.
Фотография предоставлена Надеждой Малаховой

В 14 лет она работала на большой стройке, в 19 добровольцем пошла на фронт, в 50 готовила «птичьи гнезда», а на свое 100-летие танцевала вальс… Все это - вехи биографии вологжанки Полины Коломийченко (Кузнецовой).

Сбежавшие с поезда

В номере за 1 июня 1934 года «Красный Север» сообщал: «Вологду посетила комиссия наркомата легкой промышленности. Цель визита - подбор площадки для строительства льнокомбината. Планируется, что для этой стройки будут задействованы полторы тысячи рабочих».

За два последующих года в главной областной газете встречается еще около 30 заметок об этой масштабной стройке. Читателей информируют, что рядом с предприятием «постепенно вырастает рабочий поселок с теплоцентралью, парком, баней, клубом и другими учреждениями». И для ускорения строительства привлекаются не только взрослые рабочие, но также школьники средних и старших классов. 

- Днем учились, а вечерами ходили к будущему льнокомбинату, помогали расчищать территорию, наравне со взрослыми разгружали песок и гравий, - вспоминает Полина Коломийченко. - Работа была тяжелой, но зато помогла определиться с профессией. В 1937-м, после восьмого класса, я пришла на уже частично построенный льнокомбинат помощником счетовода.

Невысокую, но бойкую и исполнительную девочку заметило начальство. Весной 1941-го Полину Павловну вместе с группой других перспективных вологодских девчат отправили в Смоленск в школу помощников мастеров. Там-то и застала их новость о начавшейся войне.

Немецкие танковые колонны катком прошлись по сопредельной Белоруссии. В середине июля учащихся рабочей школы решили эвакуировать в Сибирь. Эшелон шел долго, с большими остановками, и в Куйбышеве (ныне - Самара) семь вологодских девчонок включая Полину сознательно отстали от поезда, решив добираться до Вологды самостоятельно.

 

В 1943 году за хорошую службу Полину Павловну наградили 10-дневным отпуском на родину, вручив на дорогу шикарный по тем временам подарок - английскую офицерскую шинель. Мать Полины, по профессии портниха, перешила ее в пальто, сносу которому потом не было много лет.

Ни денег, ни продуктов не было, но помог счастливый случай в лице молодого лейтенанта, которому приглянулась одна из вологодских девушек. Всем семерым он купил билеты на пароход, шедший по Волге до Ярославля. И уже оттуда с попутным эшелоном измученные дорогой путешественницы наконец-то попали домой.

А еще через день Полина пришла в контору льнокомбината с заявлением: прошу отправить добровольцем на фронт. Просьбу удов­летворили, и уже в августе 1941-го девушка оказалась в калининских (тверских) лесах. Благодаря хорошему слуху прошла отбор в аэродромную службу, обеспечивавшую связь находившихся в воздухе летчиков с наземным командным пунктом. Она регулярно попадала под бомбежки, но судьба оказалась благосклонной к юной девушке: обошлось без единой царапины. 

Вернувшись в расположение своей части, вместе с перешедшим в наступление фронтом на запад зашагала и Полина Кузнецова, на одной из армейских дорог встретившая бравого старшину Коломийченко. Незадолго до конца войны в освобожденной Риге молодые расписались.

- Мы по званию были равные: он старшина, и я старшина, оба любили командовать, но как-то пришлось уживаться вместе, - улыбается Полина Павловна.

Неисправимый романтик

В 1945-м, демобилизовавшись, она вернулась в Вологду и пошла по хорошо известному ей адресу - на льнокомбинат. Много лет отработала на предприятии контролером-приемщиком тканей, одновременно редактируя цеховую стенгазету, не раз признававшуюся лучшей на всем комбинате, прежде всего - из-за остроумных стихов Полины Павловны. Забегая вперед, отметим, что зародившаяся еще в школе любовь к поэзии сохранится у нее на всю долгую жизнь.


Полина Коломийченко.

Со временем раскрылся у вологжанки и еще один талант - кулинарный. На любой праздничный вечер или торжество у руководителей льнокомбината неизменно приглашали Полину Павловну. Какими были на вкус приготовленные ею заливной поросенок, «птичьи гнезда» и ромашки из картошки, и поныне помнят старожилы льнокомбината.

Выйдя на пенсию, но не привык­нув сидеть без дела, вологжанка вновь пришла на комбинат - теперь уже комендантом главного корпуса. Окончательно на заслуженный отдых она вышла уже на восьмом десятке лет, сохраняя все это время живость и бойкость характера. 

Полина Павловна и сейчас живет в Вологде, причем фронтовая закалка помогла ей недавно отпраздновать свой вековой юбилей! Несмотря на почтенный возраст и проблемы со слухом, ветеран остается в ясном уме и твердой памяти, наизусть цитируя длинные стихо­творения, в том числе и из давней школьной поры. А еще, пусть и с палочкой, она продолжает танцевать свой любимый вальс.

- Наша Полина Павловна - удивительная женщина! Ей уже 101-й год, а она все такой же оптимист и романтик, - говорит председатель ветеранской организации работников льнокомбината Надежда Малахова. - На недавнее 100-летие собрали для нее подарок. Накануне еще раз звоню: может, чего принести? Да, говорит, хочу белую розу, а к ней - стаканчик мороженого! А потом, наверное, еще полчаса прямо по телефону читала мне лирические стихи!

Максим ВОЛОДИН

 

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: