Артисты тоже ковали Победу

Расписанную по минутам и потому неизбежно монотонную жизнь вологодских госпиталей в годы войны скрашивали выступления местных артистов: детей и взрослых, любителей и профессионалов. Впрочем, даже именитые гости маленького тылового города считали за честь выступить перед ранеными бойцами.
Так, народная артистка РСФСР Любовь Орлова отметила победный день 9 мая 1945 года концертом в одном из вологодских госпиталей. И солист Большого театра Иван Козловский тоже встретил окончание войны в нашем городе. В самих госпитальных коллективах тоже находилось немало людей, искусных в творчестве, связанных со сценой, имевших опыт выступлений в самых разных жанрах.
В 1993 году в Вологду попали письма ленинградки, перед войной - студентки университета, в дальнейшем - рентгенотехника сор­тировочного госпиталя № 1165 Ольги Львовны Данскер, а в них оживает богатая интересными событиями, долгие годы закрытая для горожан сторона жизни военных учреждений.
Окружной ленинградский госпиталь, в котором служил ее отец, был эвакуирован в Вологду. Здесь он значился под № 442 и располагался в здании железнодорожной поликлиники. Ольга Львовна, оставшись в Ленинграде, «ездила на окопы» - вместе с другими студентами Ленгосуниверситета рыла противотанковые рвы, но, вернувшись домой в августе 1941-го, застала телеграмму от родителей: «Приезжай на большую работу».
«Поехала налегке, - пишет Ольга Данскер, - просто повидаться, но по дороге, впереди нашего поезда, разбомбили состав с боеприпасами, и наш вагон трясся как картонный. Вскоре после этого немцы окончательно перекрыли Мгу и отрезали Ленинград. В Вологде я поступила на курсы рентгенотехников и через три месяца была направлена на работу в госпиталь...» Ее ЭГ 1165 принимал и разгружал санитарные поезда, сортировал раненых, оставляя тяжелых в Вологде, а более транспортабельных отправляя дальше, в глубокий тыл. Располагался он прямо у специально построенной платформы, к которой подходили эшелоны.
Вспоминая свою службу в Вологде, Ольга Данскер с большим душевным теплом говорит о нашем городе, окружавших ее людях, о том огромном внутреннем подъеме, который пережила сама здесь в годы войны. Благодаря ее теперь уже бесценным письмам мы можем рассказать о музыке, которая входила в будни эвакогоспиталя и украшала досуг раненых: «Была у нас певица из вольнонаемных (Германова) - высокая красивая женщина с чуть раскосыми глазами. Они с Володей Кукушкиным исполняли дуэт из «Свадьбы в Малиновке» («Вашу ручку, фрау-мадам, я вам урок ту-степа дам»). Он был меньше ее ростом, щупленький паренек, сын полка (в дальнейшем заслуженный артист РСФСР, работавший в Большом кукольном театре Ленинграда), и пара выглядела очень смешно...»
Одно время в том же госпитале пела Антонина Дулькевич - цыганка из очень известного артистического рода. Раненые любили ее выступления. А центром всех инструментальных «фантазий» был Наум Абрамович Гуревич - пианист из Ленинграда. Он аккомпанировал, играл в трио, руководил хором своего ЭГ 1165, сочинял музыку к театральным представлениям, а еще помогал в создании оркестра госпиталя. Неважно, что у тубиста Матукайтиса была одна рука, а трубач, ударник и тромбонист еще не оправились от ранений, оркестр получился неплохой, и начальник госпиталя нередко демонстрировал его перед инспектирующим начальством.
Ольга Данскер вместе с вологжанкой Лидой Бородулиной, сержантом медицинской службы, исполняли ритмический танец. Их учил раненый, профессиональный танцор, но поскольку мешал гипс на ноге, все движения он показывал девушкам на пальцах. 
С чтением отрывков из поэмы Маргариты Алигер «Зоя» выступала Вероника Попова - в будущем диктор областного радио Вологды. Общественница ЭГ 442 Александра Уланова стала солисткой Вологодской филармонии. Александр Шананин - выпускник местного музыкального училища, руководивший «джаз-оркестром части майора Ищенко» (так этот коллектив назывался в программах), и после мая 1945 года оставался военным музыкантом. Большой вклад в самодеятельность гарнизонного Дома офицеров внесли опытные хормейстеры В. А. Воронин и Р. Е. Подольная.
Так, даже в самые сложные годы испытаний оставаясь людьми творческими, артисты и музыканты прилагали немало сил, чтобы помочь раненым бойцам в их главном стремлении - выжить и продолжить борьбу с врагом.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: